12.04.2016 09:58
    Поделиться

    Туры по Центральной России заменят импорт

    Туры по регионам ЦФО вошли в программу импортозамещения
    Экскурсионные маршруты по Калужской и Воронежской областям одними из первых получили одобрение Ассоциации туроператоров России (АТОР). Эта организация формирует программу импортозамещения в туризме по инициативе минкультуры РФ. Как "продать" не слишком раскрученные достопримечательности, корреспондент "РГ" узнала во время визита столичных экспертов в Воронеж.

    C книгой по России

    Члены АТОР испытали на себе квест "В поисках литературных сокровищ", рассчитанный на три дня. Участники тура разделились на команды и соревновались в знании книг, истории и фольклора. Прошлись по столице Черноземья - от корабля-музея "Гото Предестинация", мимо памятников писателям и мультяшному Котенку с улицы Лизюкова, через литературный музей и квартиру "королевы частушки" Марии Мордасовой. Съездили в усадьбу поэта Веневитинова, дворец принцессы Ольденбургской и океанариум с парком аттракционов.

    Стандартные объекты показа были "сдобрены" игрой - экскурсанты всю дорогу разгадывали загадки и в финале получили призы. Это подогревало интерес к месту, тем более что городские скульптуры не назовешь шедеврами, а ряд литераторов обывателю и вовсе неизвестен. Такой маршрут рассчитан прежде всего на детей от 10 до 17 лет.

    - Тур хорош, но его надо сегментировать: на каждый возраст необходим свой набор героев. Ребят трудно увлечь рассказом о такой массе незнакомых людей, - отметила менеджер по школьному туризму московского оператора "На семи холмах" Екатерина Хитрова. - Акцент сделан на Андрее Платонове, которого дети в России не читают. Людей старшего возраста он заинтересует, а от школьников писатель так же далек, как Ленин и революция. Им ближе Маршак, Котенок с улицы Лизюкова. Можно сделать упор не на судьбы авторов, а на какое-то произведение… Ребусы, загадки, шарады, кроссворды идут на ура. Это и взрослым нравится - расслабляет и увлекает темой.

    Маршрут представил воронежский туроператор "Зеленая улица" совместно с областным департаментом культуры. Саму идею квеста еще в 2014 году прорабатывал местный Литературный музей, но турфирмы она не заинтересовала. Директор агентства "Фрегат" Марина Тюлькина объяснила это обилием писательских имен и тем, что "не было турпродукта как такового - предлагался поход в пять музеев по одному билету".

    - Мы обратили внимание на этот проект, когда Ростуризм запросил в регионах маршруты для детей, - пояснил Иван Шулюпин, начальник отдела АУК "Дворцовый комплекс Ольденбургских" (этому учреждению поручено развитие туризма в регионе). - Чтобы усилить бизнес-составляющую, обратились в Воронеже к фирмам, которые имеют лицензию на внутренний туризм. В реестре их 11, но не все нам знакомы. Когда при минкультуры РФ возник комитет по импортозамещению, мы послали туда заявку.

    Для "Зеленой улицы" это действительно импортозамещение - раньше компания, связанная с языковым центром, возила ребят за рубеж. Местные турфирмы поначалу обиделись на нее - мол, не позвали на "тест-драйв". Но, когда федеральные операторы заявили, что попробуют набрать группы на литературный квест, воронежцы выразили горячее желание в этом участвовать.
    По закону агентства не вправе устраивать многодневные туры. А спрос, пусть не массовый, есть. Он вынуждает действовать по-партизански: продавать гостям экскурсии, а с подбором гостиниц и точек питания просто "помогать" - люди бронируют и оплачивают все самостоятельно.

    Дело в деталях

    - Да, литературный маршрут не будет суперпопулярен по определению, - добавила Екатерина Хитрова. - Но "фишки" можно найти всегда. Тайны судьбы писателя, легенды дворца, где в подвале можно увидеть призрак принцессы… Мы же все равно должны прививать детям уважение к литературе. Это наше богатство и та изюминка, которой нет, скажем, у школьных автобусных туров по Европе. Другое дело, что в литературных музеях надо менять экспозиции и подход к изложению материала. Не только в провинции - в Москве то же самое! То, что там предлагают, понятно только людям старше 30 лет. Наши дети не воспринимают статичные витрины с вещами и книгами. Им надо переодеваться, фотографироваться, трогать, крутить, слушать, участвовать в представлениях.

    Тур "В поисках литературных сокровищ" оценили в 7800 рублей (с тремя ночевками и трехразовым питанием, но без проезда) для групп от 10 человек. С учетом комиссии турагентству выйдет по 9470 с носа. Не дорого ли? По словам Екатерины Хитровой, такова типичная стоимость двух-трехдневных поездок по регионам вокруг Москвы:

    - В столице удается серьезно сбивать цены на размещение и питание, так как в этом бизнесе высокая конкуренция. А в провинции уступок не добьешься. Взрослые могут сэкономить, отказавшись от обеда или ужина. С детьми это не пройдет, но возможны варианты с транспортом - сидячий вагон, автобус…

    Менеджер группы внутреннего туризма оператора "Вант" Оксана Тимофеева заметила, что предложение на три дня менее актуально, лучше сделать версию для уик-энда. Удачный пример подал государственный центр "Калужский край", имеющий лицензию туроператора. Его маршрут "Точка отсчета", рассчитанный как раз на два дня, первым получил одобрение комиссии АТОР. Среди объектов - первая в мире АЭС в Обнинске, дом Чижевского и музей истории космонавтики в Калуге, модный арт-парк "Никола-Ленивец", фрески Овчинникова и квартира Циолковского в Боровске. Без учета транспорта поездка будет стоить около 4500 рублей.

    Готовьте почву

    В списке кандидатов на импортозамещение пока 11 маршрутов. География - от Подмосковья до Бурятии. Заявок поступило втрое больше (особенно активны были Архангельск, Бурятия, Белгород, Ярославль и та же Калуга), экспертизу прошли не все.

    - Комитет по импортозамещению в туризме был создан в сентябре 2015 года, мы не везде успели побывать. А там, где побывали, не всегда находили готовый продукт, - сообщила координатор комитета Любовь Ямутова. - В регионы выезжают представители тех туроператоров, кого заинтересовало конкретное предложение. И потом они включают одобренные маршруты в свои каталоги.

    Пока государство намерено продвигать бренды: федеральный "Время отдыхать в России" и межрегиональные - например, "Русские усадьбы" или "Серебряное ожерелье". Под эти "зонтики" регионы смогут завести свои маршруты. Таким образом уже отформатированы поездки по дворянским гнездам Черноземья.

    - Энтузиасты в провинции порой думают: "У нас столько достопримечательностей, мы все готовы показать, что попросят. Зачем выставлять целые туры в открытый доступ?" Мы действительно публикуем на сайте АТОР описание маршрутов. И люди боятся, что их идею украдут. Мол, пусть москвичи сами туры разрабатывают. Но москвичи исторически составляют программы только вокруг столицы. Все остальное заказывают на местах, - подчеркнула Любовь Ямутова. - Почти никто не пошлет менеджера "в поля", чтобы он договорился с музеями и отелями. Так делает только "Магазин путешествий". Остальные операторы возьмут ваш продукт, у вас же закажут экскурсии, через вас же его частично продадут - за комиссию. Выгода взаимная.

    Агентства не вправе устраивать многодневные туры, а потому действуют по-партизански: продают экскурсии, а с подбором гостиниц и точек питания просто "помогают"

    Не понимая этого, регионы пытаются продвигать свой потенциал - вместо готовых туров. Выкладывают на отраслевых выставках буклеты музеев, заповедников и гостиниц. Полагая, что федеральный туроператор выстроит маршрут, продумает логистику, всех обзвонит, просчитает цены и обеспечит нужный выбор: звездность гостиницы, тип питания, набор экскурсий…

    Забыли про овраги

    К примеру, в Тульской области делегации АТОР показали "наброски" для проекта "Русские усадьбы". Выбирали неизбитые места: музей на станции Жданка, родину святой Матроны в Себино, музей купца Байбакова в Епифани, дворец внебрачного сына Екатерины II в имении Бобрики. Почти везде есть интерактивные программы: можно посмотреть, как провожали казака в армию или готовили к балу знатных особ, изучить старинные карточные игры и язык веера.

    - Мы увидели разрозненные объекты, из которых можно собрать как минимум три полноценных тура и на два, и на три дня. Однако в Тульской области нет принимающего туроператора - потому нет и сформированной программы туров, и данных по ценам на транспорт, объекты размещения, экскурсии. А это необходимо, чтобы федеральные игроки могли включить продукт в линейку продаж, - уверена ведущий специалист отдела по российскому и внутреннему туризму Coral Travel Татьяна Отмахова.

    Директор по развитию оператора "НТК "Интурист" Ирина Петрова указала на отсутствие придорожных туалетов:

    - При регулярном следовании автобусов каждые полтора-два часа необходимо делать санитарную остановку, предоставив туристам комфортные условия. Недостаточно и мест, где можно перекусить. Например, в Епифани явно не хватает кафе с меню, подходящим для групп с детьми.

    В одном из тульских музеев эксперты (и прибывшая одновременно с ними школьная экскурсия) не смогли посетить интересный объект: он был заперт, а "хранитель ключа" куда-то отлучился. Подобные казусы - не редкость.

    - "Магазин путешествий" начал устраивать поездки по Воронежской области и обнаружил, что музеи не готовы к потокам гостей, к работе "по звонку". В усадьбе Веневитиновых экскурсии расписаны на месяц вперед. Москвичи просились в выходные - получили отказ. Увы, не хватает гибкости и другим учреждениям культуры, отчего возникают конфликты, - признал Иван Шулюпин из АУК "Дворцовый комплекс Ольденбургских".

    Еще один нюанс - нет турпродуктов для иностранцев. Немцам, китайцам, словакам в Воронежской, да и соседних областях нередко предлагают те же экскурсии, что и россиянам. Хотя бэкграунд у них очевидно иной.

    Чем еще привлекают туристов в ЦФО

    Комитет по импортозамещению при минкультуры рассматривает маршруты по Черноземью и Ярославской области. В рамках проекта "Русские усадьбы" можно провести три дня на Тамбовщине: встретить воспетую Лермонтовым казначейшу, посетить усадьбу фабриканта Асеева (ныне филиал музея-заповедника "Петергоф") и монастырь в Трегуляе, попить чаю в доме Чичерина и отведать яблок в Мичуринске. А также побывать в любимой Рахманиновым Ивановке, увидеть крупнейшее собрание картин Герасимова и прогуляться по Тамбову с "Мобильным гидом". Удовольствие обойдется в 6-7 тысяч рублей (без учета транспорта).

    Маршрут "Великолепный XIX век" объединил достопримечательности Липецкой, Воронежской и Белгородской областей. За четыре дня предстоит обследовать Елец (с его уникальной архитектурой, музеями Бунина и истории КПСС, монастырем и "Домом кружев"), Рамонский дворец принцессы Ольденбургской, усадьбу поэта Веневитинова под Воронежем и дворян Раевских в Губкине, побывать в амплуа актера в доме-музее Щепкина и послушать музыку в здании-цилиндре (село Головчино). При группе в 10 человек с каждого потребуется 16 тысяч рублей (проезд по маршруту включен).

    Ярославцы выдвинули четырехдневный тур "Старая сказка на новый лад". Наряду с традиционными экскурсиями в него вошла масса интерактивных развлечений. В Переславле-Залесском ждет музей "Рождение сказки" и путешествие в Тридевятое царство, угощения и игры у царя Берендея, мастер-класс в кузнице сувениров и поход к магическому камню у Плещеева озера. В Ростове Великом - музей Царевны-лягушки, плетение кос в "Луковой слободе" и роспись по эмали на фабрике финифти. В Гаврилов-Яме - знакомство с русским ямщиком и Марьей-искусницей. В селе Великом - кремль, напоминающий о победе под Полтавой, и дегустация вишневого варенья. Ну а в самом Ярославле после осмотра архитектурных памятников Алеша Попович научит гостей печь лепешки. Стоимость тура пока не сообщается.

    Справка "РГ"

    По оценке АТОР, турист в регионе РФ тратит в среднем от 3,5 до 4,5 тысячи рублей (в день без учета транспортной составляющей). Чтобы продать пакет туроператора миллиону человек в год, нужно потратить на продвижение не менее 300-500 тысяч рублей.

    В Воронежской области, которую за 2015 год посетило 399 тысяч путешественников, объем рынка туристических услуг составил 935 миллионов рублей, доход гостиниц и отелей - 2,4 миллиарда (такова статистика департамента культуры). Номерной фонд рассчитан на полтора миллиона человек в год и может быть увеличен в 3,5 раза.

    Поделиться