15.04.2016 19:40
    Поделиться

    Лавров: Мы готовы вести диалог с Японией в любом режиме

    Каждый новый премьер Японии обещает народу перед своим назначением решить территориальную проблему и заключить с Москвой мирный договор. Пожалуй, это уже незыблемая политическая традиция для Страны восходящего солнца.

    Нынешний глава кабинета министров Синдзо Абэ не стал исключением. Прежде всего, желанием обсудить на высшем уровне тему четырех Курильских островов японское руководство публично объясняет визит главы правительства в Россию. Повсюду подчеркивая, что поездка носит неофициальный характер, а вопросы экономического взаимодействия двух стран окажутся как бы второстепенными - "вагончиком" к территориальному "паровозу". В японской дипломатической культуре это называется сбалансированностью внешней политики. Как замысловато охарактеризовал содержание состоявшейся беседы с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым его японский коллега Фумио Кисида, "мы провели обращенное в будущее обсуждение, которое придаст импульс будущим переговорам". Глава японского МИДа имел в виду стоящие перед своим шефом Синдзо Абэ задачи, которыми тот объясняет свой визит в Россию, несмотря на проявление демонстративного недовольства со стороны Вашингтона. Настолько явного, что Лавров назвал звучащие из американского госдепа заявления "возмутительным поведением" и "неприемлемыми манерами"

    О том, как в Москве воспринимают затруднения, возникшие у официального Токио при подготовке визита, не слишком щадя чувства японских политиков выразил в интервью одному из местных СМИ глава российского министерства иностранных дел: "Мы прекрасно понимаем, что, к сожалению, Япония не единственная страна, которая не вполне самостоятельна в своих внешнеполитических действиях. Хотелось, чтобы такая крупная держава, как Япония, обретала бы больше самостоятельности".

    Но осознание проблем команды Абэ не означает, что Москва закроет глаза на "неспортивное поведение" японской стороны. Речь не только об антироссийских санкциях со стороны Америки и Европы, к которым из солидарности, чувства коллективизма или, возможно, самосохранения присоединился Токио. Вряд ли можно отнести к сбалансированной внешней политике и пышный прием, который устроили японцы президенту Украины Петру Порошенко, если учесть, что о существовании его государства большинство местных жителей ранее даже не слышали. Более часа Порошенко поливал Россию грязью на пресс-конференции в Токио, после чего встретился с премьером Японии, а на следующий день был принят императорской четой. Как едко заметил Лавров, "с учетом того интереса, который наши японские коллеги стали проявлять к украинцам", он проинформировал главу МИД Японии г-на Кисида о неспособности Киева выполнять минские договоренности.

    Дальнейшую схему диалога с японцами нарисовал на ежегодной пресс-конференции президент Владимир Путин. Она выглядит так: для того, чтобы найти взаимоприемлемое решение Москве и Токио следует наращивать сотрудничество во всех областях. "Мы готовы вести диалог в любом режиме", - подтвердил Лавров. В Токио позицию Москвы услышали, но вопрос о готовности японской стороны к переменам остался открытым. Во всяком случае, из выступления г-на Кисида не следовало, что его страна изменит вектор внешней политики и примет меры для восстановления упавшего почти на треть по сравнению с прошлым годом товарооборота с Россией. Хотя в Москве неоднократно давали понять, что ждут от официального Токио ощутимых сигналов в поддержку двусторонних проектов в сфере энергетики, а также по совершенствованию договорно-правовой базы. На пресс-конференции г-н Кисида был намеренно лаконичен говоря о планах: "Мы договорились с Россией о продолжении консультаций по практическому взаимодействию в сфере экономики и безопасности".

    В свою очередь, российский министр дал понять, что обсуждение "островного вопроса" косвенно связано с итогами работы межправительственной комиссии в торгово-экономической сфере, включая подготовку двухсторонних документов по социальному страхованию и инвестиционным соглашениям. Ведь, по словам Лаврова, "для движения вперед надо улучшить атмосферу между странами, в том числе, наладить сотрудничество без изъятий во всех областях, включая международную". Стремление Японии реализовать принцип - "утром стулья, вечером деньги" в отношении диалога с Москвой, глава МИД России настойчиво предложил изменить на более хрестоматийный вариант, когда деньги должны быть уплачены утром. На данном же этапе, хотя в Москве не считают нынешнюю атмосферу взаимодействия между Россией и Японией негативной, по мнению Лаврова, "она обладает гораздо более серьезным потенциалом".

    Российский министр демонстративно опроверг прозвучавшие от его японского коллеги заявления о некой состоявшейся углубленной дискуссии между ними, в том числе, по вопросу мирного договора. Лавров еще раз напомнил, что не связывает "проблему так называемых "северных территорий", как называет российские острова руководство Японии, с заключением мирного договора. "Мы не вдавались с г-ном Кисида в существо переговоров по мирному урегулированию - для этого есть механизм консультаций на уровне заместителей министра иностранных дел", - добавил он, не первый раз призвав Токио признать послевоенные исторические реалии, чтобы продвигаться вперед. В ответ японский министр, сухо улыбнувшись, подчеркнул: "позиция Японии по мирному договору не изменилась".

    Впрочем, нескрываемое наличие разногласий не помешало министрам объявить об энергичной подготовке к неофициальному визиту в Россию премьера Японии, чей график пребывания еще будет согласовываться по дипломатическим каналам. "В целом повестка встречи российского президента с премьером Абэ выглядит очень насыщенной", - уточнил Лавров, отказавшись, как и его японский коллега, озвучивать на данном этапе детали.

    Добавим, что переговоры между Лавровым и г-ном Кисида проходили в здании, где размещена часть архива министерства иностранных дел страны Восходящего солнца. Но документов, посвященных российско-японским отношениям, в этом помещении нет. Они, как объяснил "РГ" знакомый японский журналист, являются слишком важными для Токио и их держат отдельно, в тщательно подготовленных для хранения таких бумаг кладовых.

    Поделиться