18.04.2016 15:56
    Поделиться

    Фестиваль "Дубль дв@" покажет фильм Александра Митты "Шагал - Малевич"

    Те, кто посмотрят на онлайн кинофестивале "Дубль дв@" фильм Александра Митты "Шагал - Малевич", заметят его прямую связь с любимой картиной многих поколений - "Гори, гори, моя звезда", которую Митта снял в 1970 году. По словам мастера, тот фильм был задуман как "монтаж аттракционов Эйзенштейна, изложенный языком Станиславского".

    - Там всё было классно, - вспоминает Александр Митта. - Идея хорошая, сценарий очень добросовестный, Олег Табаков и Олег Ефремов в главных ролях, Евгений Леонов, Лена Проклова. И музыка Бориса Чайковского. Шикарная это была работа! Но ее засунули на полку, потом усилиями Табакова оттуда вытащили и назначили странное наказание: запретили вывозить. Ее можно было показывать только в Москве и обязательно с негативной критикой. Но критики были солидарны - не появилось ни одной рецензии. Так она и прошла незамеченной.

    Что же касается фильма "Шагал - Малевич", то речь в нем идет уже не о некоем непризнанном таланте по имени Искремас, а о самых популярных в мире русских художниках. Казимир Малевич - основоположник абстрактной живописи, и его почитают всюду, кроме России. И Марк Шагал, о котором Пикассо говорил: когда Шагал пишет, он не думает, потому что в его голове поют ангелы. Вот такие контрастные люди: поэтический художник - и четкий, радикальный мастер, который обогнал всех на много лет вперед и шел в одиночестве, понимая, что если он споткнется, то его идеи потеряют значение для мира. Вот такие два непохожих характера. И есть третий герой фильма - своего рода Робеспьер, человек, который совершает революцию, убивает инакомыслящих, но он тоже романтик.

    Вначале я собирался делать фильм для любителей и знатоков мирового арта. Но жалко делать кино для узкого круга, и меня понесло в мейнстрим. И получилось соединение мелодрамы, комедии и артхаусного кино.

    ...Сценарий нового фильма написан самим Александром Миттой. Его сюжет сосредоточен вокруг малоизвестного широкой публике конфликта между выдающимися художниками. Вкратце история была такова. Марк Шагал собирался создать в Витебске свою Школу искусств. В октябре 1919 года в город приехал с семьей опальный Казимир Малевич, уже знаменитый авангардист, отец-основатель супрематизма, и Шагал пришел ему на помощь - пригласил преподавать в своей школе, дал приют. Но Малевич не относился к "провинциальному" коллеге всерьез и стал действовать так, словно Шагала в Витебске не было, - поступил подобно Лисе, которая, согласно сказке, выгнала Зайца из его избушки. Шагал даже хотел покинуть родной город, но конфликт между двумя художниками перерос в спор двух художественных школ - ученики Шагала и питомцы Малевича объявили друг другу войну.

    Как настаивает автор фильма, это ни в коем случае не искусствоведческое кино: "Оно о том, как люди дружили, собачились, враждовали, как идея заставляла их вести себя так или иначе. Это может быть и смешно. Когда я подумал, что фильм может быть смешным - тут я и решил им заняться".

    Александр Митта: Когда речь идет о столь знаменитых персонажах, авторам фильма приходится думать об исторической точности - в характерах, в деталях обстановки и конфликта. Всю 98-летнюю жизнь Шагала можно расписать по дням - а о событиях в Витебске мы знаем очень немногое. Знаем, что Шагал пригласил умирающего от голода Малевича с беременной женой в сытый Витебск, а тот откормился и выкинул Шагала из школы - она ему понадобилась как институт супрематизма, институт развития его идей. И Шагал это принял! В рамках этого конфликта можно выстроить занятный сюжет: люди друг друга любят и уважают, но друг друга топчут. Впрочем, для художника это нормально: его идеи всегда концептуальны. Это ведь не простое умение рисовать - это позиция, необходимость выразить нечто важное, и пока ты это не выскажешь - покоя нет никакого.

    Когда речь идет о таких художниках, нужно их показать в мире их концептуальных идей. Мир Шагала почему так интересен? Витебск, который он всю жизнь любил. Париж, ставший его второй родиной. Обстоятельства, благодаря которым он оказался одним из ключевых художников "парижской школы". "Парижская школа" - удивительное явление, когда множество талантов не были объединены ничем, кроме того, что работали в этом городе. Люди бедные, но невероятно активные. И теперь их картины стоят огромных денег.  Произведения Шагала в Америке по ценности занимают третье место.

    Ну, а Малевич вообще перевернул мозги художников. Его картины в понимании реалиста может нацарапать любой ребенок, но стоят за 60 миллионов! Потому что они означают революцию в живописи - ее поворот к миру беспредметного. Его "Черный квадрат" - это как бы точка отсчета. Как бы социалистический реализм в Америке. То, что объединяет все разноплеменное, разнокультурное многолюдье Америки. Чем его можно объединить? Только абстракцией.

    Художники поп-арта заявили, что искусство - это не "Мадонна" Рафаэля, а то, что окружает, чему мы поклоняемся в реальности. Нашу жизнь мы должны превращать в искусство! Банку томатного супа. Многократно повторенное, примитивно выполненное изображение знаменитости - как это делал Уорхол. Оказалось, это - красиво, в этом есть ритм. И в основе - идеи Малевича. Это художник, который толкнул тачку искусства вперед, и она покатилась сама, подхваченная тысячами рук.

    Снять эту картину я хотел очень давно, и то, что это удалось, - редкая удача. Нужно ли было делать развлекательный фильм? Но тогда мы ровно ничего не скажем молодым зрителям о той культурной ценности, которую Россия дала миру. Шагал и Малевич сегодня представляют нашу страну, их глазами мир видит Россию. Поэтому от соблазна угождать зрителю я отказался сразу. Возможно, не хватило энергии, чтобы сделать фильм более агрессивным, но его доброта - это позиция.

    Шагал нес в мир поток доброты, и жизнь ему хорошо отплатила: он прожил 98 лет и оставил после себя много добра - в живописи, в графике, в церковных витражах, в панно на стенах лучших театров мира. Столько добра, думаю, никто в художественном мире не сделал. Да и Малевич был энергетическим зарядом для целого поколения сегодняшних мастеров. И мне стыдно, когда многие в России воспринимают его фигурой анекдотической - мол, "Черный квадрат" нарисует и ребенок. У нас нет уважения к явлениям искусства, но обедняет это только нас самих. Я не считаю просвещение уделом кинематографа, но кто же тогда им займется? Я не удержался, и, честно говоря, не жалею: свой долг я выполнил.

    Бернард Шоу сказал: я такой, каким вы можете меня вместить. Я не Бернард Шоу, но это правда: если зритель готов - он в фильме увидит намного больше. Если картина впишется в культурную жизнь молодого поколения хоть краешком, я буду считать, что сделал нужную работу.

    Справка

    Александр Митта - создатель целой школы в отечественном кино, неутомимый новатор и бунтарь, каждый фильм которого разведывал новые тропы в киноискусстве. Он перепробовал многие жанры кино, и в любом жанре его фильмы становились классикой: "Друг мой Колька" и "Звонят, откройте дверь!" - в жанре "школьного фильма", "Гори, гори, моя звезда" - в романтико-поэтическом кино, "Экипаж" был первым советским фильмом катастроф, "Сказка странствий" - первым, условно говоря, "фильмом ужасов", метафорой общества без будущего...

    По первой профессии - инженер-строитель (окончил МИСИ имени В.Куйбышева, среди его учителей - выдающийся архитектор К.С. Мельников). Работал карикатуристом в юмористических журналах. В 1960-м окончил мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе. В качестве актера снимался в фильмах "Застава Ильича" и "Июльский дождь".

    Автор книг по режиссерском мастерству, преподает в московский Школе студии Александра Митты и в Гамбурге. Член Киноакадемий "Ника" и "Золотой орел", почетный член Академии художеств РФ. Имеет множество государственных наград и премий российских и международных фестивалей. Лауреат Почетного приза "За выдающийся вклад в киноискусство" онлайн-кинофестиваля "Дубль дв@".

    Поделиться