В России продолжается поэтапное внедрение единой государственной системы учета оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). 20 апреля завершится важный этап - будет окончательно "подключено" розничное звено. Вернее, подключиться все участники рынка должны были еще к 1 января. Но до 20-го числа есть время отправить все данные за первый квартал. Тех, кто не успеет, ждут штрафы.
Предполагается двойной контроль: будут сверяться ежеквартальные декларации и информация, зафиксированная в ЕГАИС. Несовпадение данных станет основанием для проверки. Схема подразумевает, что все розничные магазины обязаны подключиться к системе. Такое в России происходит впервые.
Пока они будут передавать данные только о закупленных объемах. А с 1 июля в полную силу заработает обязательный учет каждой проданной в розницу бутылке. Нелегального спиртного в магазинах, работающих "вбелую", не останется, указывают эксперты. "Паленую" водку можно будет купить только "из-под прилавка". В Росалкогольрегулировании предлагают магазинам уже сейчас начать тестировать систему передачи данных по розничным продажам, чтобы в нужное время все оказались готовы нормально работать.
Как обычно, по мере приближения "часа икс" стали появляться спекуляции на тему того, что "водка исчезнет из продажи" и "каждый n-й по счету магазин закроется". Справедливости ради можно сказать, что у этого есть предпосылки. Первые попытки ввести ЕГАИС действительно оборачивались проблемами для отрасли. Сейчас к делу подходят с учетом полученного опыта. По этому поводу Росалкольрегулирование даже разместило у себя на сайте счетчик подключившихся организаций и данные о первых итогах работы.
На первый взгляд, повод для беспокойства найти можно. Если высчитать среднее арифметическое по всем регионам (сложить процент подключившихся магазинов в каждом и разделить на общее количество), получается, что неподключенными остались 15 процентов всех держателей розничных лицензий. Но такой расчет будет не вполне корректным, так как он не учитывает разницу в количестве магазинов, например в Московской области и в Чукотском автономном округе. Именно последний сильно портит общую статистику. Там подключилось меньше трети розничных предприятий. Но количество магазинов, торгующих спиртным, там существенно ниже, чем в большинстве других регионов. В остальных субъектах доля подключившихся составляет как минимум 69 процентов. Примерно две трети всего списка - более 80 процентов подключившихся.
"Есть также такое явление, как организации, получившие лицензию, но фактически не занимающиеся этим видом деятельности", - пояснили "РГ" в Росалкогольрегулировании. И таких немало. Несколько процентов от общего числа. С учетом статистического веса всех регионов и всех поправок получается, что неподключенными остаются около 4 процентов розничных точек, участвующих в общем объеме продаж алкоголя, указывают в ведомстве.
В онлайн-режиме уже доступны данные о первых трех месяцах работы оптово-розничного сегмента системы. Технических сбоев нет. Есть случаи неправильного ввода данных со стороны самих магазинов (2 процента из более чем 161 миллиона документов). Продавцы пытались задекларировать пиво вместо водки, бутылки меньшего объема, чем фактический, и так далее. На первый взгляд кажется, что коммерсанты проверяют систему на устойчивость к жульничеству. Но в Росалкогольрегулировании уточняют, что могли иметь место непреднамеренные ошибки. Так что выводы делать преждевременно.
Начнутся ли массовые проверки после 20 апреля? В ведомстве на этот вопрос уклончиво отвечают, что это дело каждого отдельно взятого субъекта Федерации, каждый из которых будет принимать решение самостоятельно. Источники "РГ" на рынке рассказывают, что кое-где на местах готовятся "целые спецоперации".
В целом происходящие изменения отрасль переживает относительно спокойно, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. "Хуже, чем в 2012-2015 годах, вряд ли будет", - рассуждает он. В то время были приняты правила, которые запретили размещение магазинов, торгующих алкоголем, вблизи социальной инфраструктуры - школ, больниц, стадионов и так далее.
По данным ЦИФРРА, за тот период количество точек, торгующих спиртным, сократилось на 70 тысяч. В этом году после введения ЕГАИС для розницы возможно сокращение еще на 20 тысяч, предполагает собеседник "РГ". Но организации, которые не подключились к ЕГАИС сразу, со временем смогут это сделать. "Я не исключаю, что после периода адаптации начнется рост точек продажи алкоголя", - рассуждает Дробиз.
Для потребителей введение системы будет благом, считает он: "ЕГАИС - круче любой госмонополии. В легальной рознице останется только легальная водка. Больше этого уже ничего не сделаешь. Даже если поставить по полицейскому в каждый магазин, это было бы не так эффективно".
ЕГАИС - главная тема для алкогольного рынка в этом году. Многие эксперты считают, что никаких других серьезных изменений для отрасли вводить не рискнут. Возможно, будут перераспределены акцизные доходы. Сейчас 60 процентов поступлений от акциза на крепкий алкоголь идет в регион, остальное - в федеральный бюджет. Уже некоторое время обсуждается идея отдать весь поток в центр. В этом году идею могут принять.
Многие участники рынка также ждут возврата дистанционной торговли алкоголем. Некоторые уверены, что это произойдет в ближайшие два года. Торговать через Интернет дадут только самым крупным и проверенным. А с "серой" и "черной" торговлей, напротив, бороться будут жестче, чем сейчас. Но с учетом того, что в этом году алкогольную отрасль и так ждет большая реформа, вводить новые правила власти уже вряд ли станут.