20.04.2016 19:18
    Поделиться

    Свердловчане начали продавать квартиры-инвестиции

    Современные технологии позволяют ускорить процессы регистрации прав и исключить коррупцию
    Парадоксально, но факт: застройщики жалуются на кризис и снижение потребительского спроса, а Росреестр продолжает работать в режиме сверхнагрузки. Если в среднем по России количество регистрационных действий снизилось в 2015 году по отношению к 2014-му на два процента, то на Среднем Урале этот показатель, напротив, вырос на 1,2 процента, или более чем на 9000 регистрационных действий. Правда, как объяснил на деловом завтраке в уральском филиале "Российской газеты" руководитель управления Росреестра по Свердловской области Михаил Зацепин, связано это отнюдь не с активностью рынка недвижимости. Просто значительная доля свердловчан до этого рассматривала квартиры как инвестиционный инструмент: в них не жили, а вкладывали накопления, сейчас продают.

    Михаил Николаевич, получается, вы дыхания кризиса не ощущаете?

    Михаил Зацепин: На самом деле строители плачут по упущенной выгоде, желающих купить жилье все еще достаточно много. Просто в реалиях сегодняшнего дня люди скорее предпочтут старые советские схемы накопительных кооперативов, чем ипотеку или "долевку".

    Недавно в СМИ поднималась тема, что Росреестр отказывается оформлять участки для застройщиков, возводящих дома для обманутых дольщиков в Екатеринбурге. Мол, не сочувствуете людям...

    Михаил Зацепин: Желания и требования иногда противоречат действующему законодательству. Выделение участка без торгов для застройщика, возводящего дома для обманутых дольщиков, допускалось до 1 марта 2015 года. Все, что позже, - только через аукцион. Если я прикажу регистратору оформить землю задним числом, это будет превышение должностных полномочий - от трех до десяти лет лишения свободы плюс жалоба регистратора в минтруд на нарушение его трудовых прав.

    Замечу, мы уже не в первый раз сталкиваемся с необоснованными претензиями в адрес нашей службы. Многие уральские промышленные гиганты, к примеру, хотят, чтобы их миллиардные кредиты под залог недвижимости зарегистрировали буквально за пять минут. Иначе будут жаловаться во все инстанции на плохой инвестклимат. С моей точки зрения, это лукавство.

    Еще нам постоянно предлагают разрабатывать методички для застройщиков. Почему Росреестр за небольшие бюджетные средства может организовать обучение своих сотрудников, а бизнес - нет? За время кризиса штаты у нас сократились на 45 процентов, нагрузка на каждого регистратора выросла в несколько раз. При такой интенсивности работы обучать еще и чужих сотрудников просто некогда.

    Разве не стало легче, когда прием документов взял на себя многофункциональный центр (МФЦ)?

    Михаил Зацепин: Легче стало в части реализации бесконтактного взаимодействия с гражданами при приеме и выдаче документов. Однако МФЦ относительно молодая и достаточно крупная организация, так что качество приема документов у них не всегда на должном уровне. Мы постоянно взаимодействуем с МФЦ, проводим мониторинг ошибок его сотрудников, участвуем в обучении специалистов - все меры направлены на повышение качества приема документов. К слову, некоторые из сотрудников МФЦ когда-то трудились в Росреестре.

    В адрес ваших работников тоже нередко звучат претензии. Какие рычаги у вас есть для решения кадровой проблемы?

    Михаил Зацепин: Главное, мы ее никогда не замалчивали: да, с некоторыми сотрудниками пришлось распрощаться. Почему, например, я против любого личного взаимодействия регистраторов и риелторов? Такое взаимодействие не позволяет регистратору беспристрастно и объективно проводить правовую экспертизу, поэтому мы перешли на бесконтактные технологии взаимодействия с заявителями. Исключение личного общения наших сотрудников с гражданами позволяет не только более качественно и быстро осуществлять правовую экспертизу, но и является действенной профилактикой коррупционных правонарушений.

    Многие промышленные гиганты хотят, чтобы их миллиардные кредиты под залог недвижимости зарегистрировали буквально за пять минут. Иначе будут жаловаться во все инстанции на плохой инвестклимат

    С 2017 года в России вступит в силу новый закон о госрегистрации недвижимости. Чем не устраивает действующий?

    Михаил Зацепин: Сфера недвижимости не может выпасть из общего тренда: раз меняется гражданское право, закон о нотариате, значит, должен измениться и механизм госрегистрации. С 2017 года в России постановка объекта на кадастровый учет и регистрация прав на него станут проходить одновременно и отражаться в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Причем большая часть сведений будет вноситься в порядке межведомственного взаимодействия, то есть без присутствия заявителя (подробнее об этом - в "РГ-Неделя" от 28.04.16. - Прим.ред.).

    Росреестр - один из лидеров по внедрению электронных госуслуг и оцифровке архивов. Означает ли это, что бумажные дела скоро канут в Лету?

    Михаил Зацепин: Средний Урал попал в число пилотных регионов, где в 2014-2015 годах проводилась оцифровка архивов Росреестра за счет федерального бюджета. Это позволяет удешевить хранение и справиться с острой проблемой нехватки площадей. Тем не менее приоритет бумаги пока зафиксирован на законодательном уровне, поэтому мы вынуждены дублировать информацию. Сегодня в управлении находится более трех миллионов дел, а также более пяти тысяч книг учета документов. Надеюсь, документы мы сможем перенести в здание объединенного архива всех управлений Росреестра и филиалов Кадастровой палаты по УрФО, которое планируется построить в Екатеринбурге. Оно будет рассчитано на хранение более миллиарда листов формата А4.

    Свердловская область занимает третье место в стране по количеству выявленных нарушений земельного законодательства. У нас все так плачевно с землей?

    Михаил Зацепин: Статистика в данном случае отражает не степень законности землепользования, а активность инспекторов земнадзора. Так, в прошлом году они зафиксировали более девяти тысяч нарушений, 5401 человек привлечен к административной ответственности, общая сумма наложенных штрафов составила почти 42 миллиона рублей, большая часть пополнила местные бюджеты.

    В 2015-м вступили в силу поправки, которые позволили проводить административное обследование объектов без участия землепользователей. Это дает возможность охватить больше участков.

    Но лишь силами и средствами Росреестра достичь поставленной цели - вовлечь в экономический оборот все участки - нереально. Необходимо, чтобы муниципалитеты активнее участвовали в процессе. В этом смысле показателен Нижний Тагил, где за счет местного бюджета провели цифровую аэрофотосъемку и выявили более 12 тысяч нарушений земельного законодательства. Большинство из них - на площади почти 620 гектаров - самозахват.

    Контроль, несомненно, нужен. Но не ради самого по себе контроля, а ради повышения правовой грамотности населения. Люди должны осознавать, что наказание за незаконные действия непременно последует.

    Ведь зачастую сегодня мы видим парадоксальные ситуации: факта нарушения никто не отрицает, но и к ответу никого не привлекают. К примеру, сотрудник Росреестра установил, что к участку незаконно прирезан кусок, составил протокол, собственник согласился и подписал. А потом в суде доказывает, что в паспорте у него стоит совсем другой адрес прописки, значит, он тут ни при чем, то есть злоупотребляет гражданин своим правом, хитрит.

    Еще одно направление деятельности Росреестра, малознакомое широкой публике, - государственный геодезический надзор. Что он подразумевает?

    Михаил Зацепин: Начиная с 2010 года, мы информировали региональные органы власти о необходимости уточнить административные границы субъекта РФ. Вопрос сдвинулся с мертвой точки только пять лет спустя. Распоряжением губернатора от 28 января 2015 года создана межрегиональная рабочая группа, куда вошли представители Среднего Урала, соседних субъектов Федерации и сотрудники Росреестра. Группа очень активно работает, так, в прошлом году удалось согласовать прохождение административной границы Свердловской области с Пермским краем и Башкортостаном.

    Кроме того, нам удалось наладить взаимодействие с Заксобранием региона и областным минстроем по поводу переименований, ликвидации либо изменения статуса населенных пунктов. В частности, был актуализирован список административно-территориальных единиц Свердловской области, составленный еще по справочнику 1987 года. Результатом всей этой работы должен стать новый законопроект об административно-территориальном устройстве субъекта РФ.

    Поделиться