21.04.2016 23:30
    Поделиться

    Александр Хабургаев: Российский зритель - пытливый ум

    Известный телеведущий всю жизнь борется со стереотипами
    Не спалось. На рассвете, за окном что-то нежно заскрипело. Потом опять: цвирк-цвирк, дзинь-дзинь. Я затаил дух. Так поет только крохотная птичка - пеночка-весничка. Неужели и правда она? Это в самом-то центре Москвы??!

    - Не удивляйтесь, еще и не такое бывает! - рассказал мне через несколько часов известный натуралист Александр Хабургаев, когда я пришел к нему в редакцию телеканала "Живая планета", чтобы взять интервью. - Вот чайка у всех с морем ассоциируется, а я уже не первый год наблюдаю сизых чаек, которые гнездятся на крыше здания вашей "Российской газеты". Сами летом услышите, как истошно птенцы-слетки орать будут. Или дятел, все думают он только личинками из-под коры питается. А он скоро птенчиков из чужих гнезд таскать начнет. А недалеко отсюда я наблюдал, как большой пестрый дятел макароны на помойке клевал. С аппетитом клевал, между прочим. Стереотипы часто бывают ложные. Вот вы знаете, что в России проживает колибри? Да-да, самый настоящий колибри! На Курилах был зафиксирован один единственный экземпляр (уж не знаю, каким ураганом его из Америки через океан протащило), но официально колибри занесли в "Реестр орнитофауны СССР".

    Александр, пожалуй, самый известный на сегодня журналист-натуралист. Именно "натуралист". Другие телеведущие передач о живой природе Иван Затевахин и Николай Дроздов - профессиональные зоогеографы, а Александру Хабургаеву приходится постоянно иметь дело и с животными, и с растениями.

    - Не обидно? Все сейчас только и говорят о политике или о спорте(я - из двоечников и троечников). Можно было бы стать международником, собкором куда-нибудь уехать, или, на худой конец, об убийствах снимать - рейтинг!

    - Юр, ну между нами-журналистами… Писать и кино снимать нужно про то, что ты лучше всего знаешь. А я с детства природу люблю и изучаю! Дома всю жизнь: птички, рыбки, жабы, змеи, тараканы... По биологии были сплошные пятерки. Как-то раз учительницу заменял, когда она болела. А в наших арбатских дворах преподавались совсем другие науки. После армии все-таки поступил на факультет журналистики МГУ, а не на биофак (я бы никогда в жизни химию с математикой не сдал бы!) Телевизионную карьеру начал на Шаболовке. Это где Шуховская башня. Моя должность звучала грозно: "инспектор ГОСТЕЛЕРАДИО СССР". А на самом деле я катал по студиям тележку с фильмами. Докатался до руководителя студии дирекции Межрегиональных программ. Но всегда натура брала свое. Делал программы "Экологическая экспедиция РТР "Красная Книга", "Зверский аппетит" (1 канал), "Дачная правда" (ТВЦ), "Путешествия натуралиста" (Культура). И на разных радиостанциях: Маяк, Вести ФМ. Сейчас работаю на "Живой планете”, у меня своя программа "Хабургаев в натуре”. "Натура” - это природа, если кто забыл. И я счастлив, что судьба свела меня с этим каналом. У меня самая лучшая съемочная бригада за все мои 32 года работы на телевидении! Но, отвечая на вопрос, по секрету сообщу, что по официальной должности я политический обозреватель и веду передачи на "Радио России" и иногда других радиостанциях холдинга ВГТРК. Короче, главная моя работа - вести передачи на главном радио страны (далеко не только о природе), а все остальное - приятная и безумно интересная подработка.

    - Саш, а что, увлечение цветочками и птичками - это как, заразно?

    - Ещё как! В армии я служил в Приморском крае. А там фантастические по красоте бабочки. В первый же день по приезду рванулся из строя на клумбу за махаоном Макка (мечта моей жизни была - огромная такая бабочка со "шпорами" и металлическим отливом), ну и получил три наряда. А потом старшина каждый вечер меня подзывал: "Слышь, Хабургаев, я тут кое-что наловил на цветочках, пойдем покажу, расскажешь чо это такое?"

    Ну, разбирали "улов", я потом бабочек и жуков в посылках домой слал. До сих пор дома в стеклянных коробках висят, а уже 38 лет прошло!

    - Давайте перещелкнем программу. Западные компании в передачах о животных бьют наотмашь бриллиантовой "звенящей" картинкой. Что ни кадр - то шедевр! Там такие подробности, такие детали! Дарвин с Дарреллом в обнимку переворачиваются сами знаете где, от зависти! Разве можно конкурировать с такими сногшибательными возможностями?

    - Можно! Что мы и делаем с успехом. Что показывают они? Ну, например, фильм о слонах. Полчаса стадо красиво идет на водопой. Без слов, под музыку. В закатном солнышке, каждый редкий волосок на морщинистой коже светится. И за полчаса одна короткая фраза за кадром: "Слоны хотят пить. Они идут на водопой". Потом еще полчаса фантастической по красоте картинки и вторая скупая фраза: "Слоны нашли воду. Теперь они не умрут от жажды!" Это кино для сытого европейского или американского обывателя, который лежит на диване с пивом и чипсами и просто смотрит красивые картинки. А наш зритель - другой! Он рожден поколением, на книжках воспитанном! Он - пытливый ум! Ему интересно знать, что слоны не просто идут, что они переговариваются в инфразвуковом диапазоне за многие километры друг от друга. Что у них есть в черепе чуткая "линза", кторая эти звуковые волны улавливает. Что они своих близких хоронят, а потом, на "могилы" приходят. Короче, другой у нас зритель. И я этим пытливым зрителем очень дорожу. А если в западных передачах о животных появляется ведущий, то он непременно корчит из себя супермена: крокодилов ловит, головастиков ест, ядовитых пауков запазуху засовывает.

    Кстати, никогда не пытайтесь повторять то, что делают такие "супермены"! Это все постановки. Недавно видел, как один английский популярный ведущий бегает вокруг пятиметровой королевской кобры: "Я должен поцеловать эту смертельно ядовитую змею! Это очень опасно, но я сделаю это!" Змея в угрожающей позе, делает выпады, ведущий с визгом уклоняется и, наконец, тычется ей в нос губами: "Вау-у-у! Я сделал это!!!"

    Тем временем, даже неискушенный, но внимательный зритель заметит, что змея ни разу НЕ РАСКРЫЛА ПАСТЬ! У нее РОТ ЗАШИТ суровыми нитками! Таких примеров - множество. Мне совершенно непонятно, зачем строить из себя супермена? Неужели это кому-то интересно? Однажды, в Израиле, в крокодильем питомнике, я в кадре таскал за хвосты огромных миссисипских аллигаторов. Но я честно сказал, что сейчас в Израиле зима: + 14 градусов, и на таком холоде рептилии еле шевелятся. Было бы + 30, они бы просто забили бы меня хвостами, чтобы зубы не утруждать. Так что в России все по-честному. У нас другая подача. Мы уважаем зрителя. Скажем так, снимаем ближе к классике, а не к клиповому мышлению. Вон, посмотрите любой зарубежный фильм: там самый длинный план 3 секунды, а "говорящая голова" в кадре еле успевает одну фразу сказать, и все это смонтировано такой плотной нарезкой, что в глазах рябит и голова кружится! У нас же была потрясающая профессиональная школа документальной журналистики. Своя стилистика: на образах, на длинном плане, на внутрикадровом монтаже! Вон, мой бывший начальник с которым мы на РТР "Красную книгу" делали - Миша Дегтярь! Потрясающие документальные фильмы снимал! Четыре "Тэффи”, между прочим! А кто о нем слышал? А режиссеры старого поколения: Шатхан, Торсенсен, Визильтер? Это же классики!

    - Вы работаете еще и на радио. Что сложнее?

    - Конечно на радио. На ТВ тебя обслуживает огромная команда и ты результат общего профессионального труда. На радио ты садишься к микрофону и тут-то сразу всем становится ясно, кто ты такой! Кстати, многих телезвезд приглашали работать радиоведущими, но без текста, заведенного на "суфлер", они ничего не могут. Реакции - ноль, к эфиру подготовиться времени не было, а общая эрудиция оставляет желать лучшего. К тому же на телевидении я каждое свое слово должен подкреплять картинкой, а на радио... Вот я закрываю глаза и говорю: в эти апрельские дни, на южном склоне горы Фудзияма зацветает рододендрон Шлеппенбаха и заходящее солнце играет лучами на его трепетных лепестках. Вы тоже увидели эту картинку? Ну вот! Но ни я, ни вы в Японии вообще не были! Это великая сила радио! И потом, не забывайте, ТВ - это запись, монтаж, озвучка. А радио? Я сажусь к микрофону и чувствую эти 60 миллионов радиоточек: перемигивающийся в темноте туманными огнями Петропавловск-Камчатский, рассвет над пологими склонами Уральских гор и уютные зеленые городки Ставрополья, залитые полуденным солнцем. Только одномоментность такого восприятия позволяет тебе понимать в какой великой стране ты живешь, а тогда уже и слова начинаешь подбирать другие.

    - Согласен! Это - большая степень ответственности! "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."

    - Не надо об этом! А то вспоминать стыдно. Раз я услышал от таксиста, как делать арбузный крюшон: вырезаешь в "полосатом" маленький колодец, льешь туда бутылку водки и держишь месяц в авоське. Рассказал об этом рецепте в эфире. На следующий день в редакции повисли арбузные авоськи. Народ заинтересовался. Проходит месяц. И тут как это все "заблагоухало!" Мух налетело - пропасть! Ну прямо применение химического оружия! Оказалось, что выдерживать надо НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ! Представляете, сколько меня народу "тихим словом" поминало? С тех пор не верю таксистам и проверяю информацию трижды!

    - В скольких странах вы побывали?

    - Как-то пробовал считать и сбился. Ну где-то к сорока подходит.

    - А самая любимая, или самая интересная?

    Назвал бы Камбоджу. Там еще остались настоящие первичные джунгли и последняя азиатская саванна. Все то, что показывают туристам в Индии, Таиланде или Вьетнаме - это вторичные леса, которым всего-то несколько десятков лет. Очень люблю Грецию, особенно Ионические острова, Бразилию, Израиль. Ну и свое Отечество! У нас же - фантастически красивые места есть: горы, степи, тайга, тундра, даже... пустыни!

    Вот, я сейчас в Дагестан на съемки лечу - там второй в МИРЕ (!) по величине бархан - Сары-Кумские пески! Никто не знает, откуда там они появились! Просто зачерпнул какой-то джин их ладонями и перенес через Каспий, прямо со среднеазиатской пустынной флорой и фауной! Там, кстати, "Белое солнце пустыни" снимали. А потом, поедем в Оренбургскую степь, к нашей любимой Рафиле Бакировой - лошадей Пржевальского проведать, там как раз тюльпаны зацветут. Вы когда-нибудь степь, всю в цветущих тюльпанах, видели? Дух от восторга захватывает! Мы в прошлом году едем с французами из Оренбурга в заповедник: сто километров проехали, двести... а за окном - бескрайняя степь до горизонта. Один француз меня спрашивает: "А тут что - ничего не сеют?" Я ему отвечаю: "Эта земля ИСТОРИЧЕСКИ никогда не знала плуга!" Француз как-то загрустил и говорит: "Какие же у вас ресурсы!" Это точно! А как лотосы в дельте Волги цветут? А горный Алтай в осенних красках? А Плато Путорана? А танцы журавлей в Даурском заповеднике? Снимать-не переснимать! На десять поколений работы хватит! Кстати, у нас, наконец, заповедники открылись, теперь туда простых туристов пускают! Так что, все своими глазами увидеть можете!

    - Правильное слово французский коллега подобрал... ресурсы у нас - гигантские...

    P.S.

    Вечером вернулся домой и узнал: все-таки под моим окном была не птица-пеночка. Это сосед втихаря чинил раскладушку для внезапно прибывающей тещи. Как нелегко расставаться со стереотипами!

    Поделиться