21.04.2016 11:15
    Поделиться

    Форум "Гособоронзаказ-2016: реформа" открылся в Подмосковье

    Как избежать финансовых соблазнов там, где ходят сотни миллиардов
    Первый всероссийский форум "Гособоронзаказ-2016: реформа" проходит в Доме правительства Московской области. Его участники обсуждают важные направления развития регулирования государственного оборонного заказа, современное состояние оборонно-промышленного комплекса страны, актуальные проблемы управления закупками в сфере ГОЗ и пути их решения.

    Изменения в сфере законодательства, регулирующего взаимоотношения в ОПК и в сфере госзакупок, которые начали действовать в середине прошлого года, благотворно сказались как на работе промышленности, так и на формировании, а затем и выполнении гособоронзаказа. В частности, стало очень трудно использовать различные теневые финансовые схемы. На нет сходит такое явление, как фирмы-однодневки. Тем не менее, проблем осталось немало, их надо решать.

    Открыл форум заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев. Он отметил, что ход выполнения гособоронзаказа находится под постоянным контролем ВПК. Регулярно проходят расширенные коллегии на тему ГОЗ. Военно-промышленная комиссия старается своевременно реагировать на возникающие проблемы, помогает их решить.

    Благодаря этому в минувшем году впервые в истории новой России удалось выполнить гособоронзаказ почти на 97 процентов.

    По словам Бочкарева, форумы, затрагивающие проблемы ГОЗ, необходимы, так как позволяют собрать за одним столом и заказчиков, и исполнителей, и представителей различных контролирующих органов.

    Действительно, на форуме "Гособоронзаказ-2016: реформа" в первый день его работы присутствовали руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, замминистра обороны Татьяна Шевцова, первый замруководителя Росфинмониторинга Юрий Короткий. Организаторами форума выступили академия Росатома и университет МГИМО.

    Если Росатом - признанный лидер в выполнении Гособоронзаказов, то заинтересованность МГИМО несколько удивила. Однако его представители убедили присутствующих, что будущих дипломатов учат очень хорошо разбираться и в военно-промышленной тематике. В университете даже началась подготовка кадров для обеспечения военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

    Руководитель ФАС Игорь Артемьев в своем вступительном слове, а точнее - обстоятельном докладе, сказал, что надеется на активность его участников и выработку действительно необходимых рекомендаций, как улучшить работу в сфере ГОЗ.

    Чтобы стимулировать деятельность предприятий ОПК, Федеральная антимонопольная служба намерена и в дальнейшем отстаивать свои позиции по сдерживанию роста различных тарифов. По мнению Артемьева, они должны расти медленнее инфляции.

    Руководитель ФАС сказал: "Вообще, мы бы хотели, чтобы в ближайшие 10 лет подход к тарифообразованию был по схеме - "инфляция минус". Политика такая, чтобы всегда тариф рос меньше инфляции в продолжение следующих 10 лет". "Мы жестко стоим на том, чтобы железнодорожные перевозки, например, в России при инфляции на прошлой год 13 процентов, не выросли больше 7,5 процентов", - отметил Артемьев.

    Интересная ситуация по торгам и выбору единственного поставщика. Конечно, странно было бы объявлять конкурс на тему: кто лучше сделает новый танк. Понятно, что кроме объединения "Уралвагонзавод" никто их просто делать не умеет. Но случается и так, что заказчик назначает для себя единственного поставщика, никак это не мотивируя.

    Игорь Артемьев сказал, что ФАС не против такого подхода, но предлагает свой путь. Пусть новый единственный заказчик обязуется за полученную преференцию инвестировать свои средства в инфраструктуру военного ведомства. Причем так, чтобы эти инвестиции воплощались в конкретные объекты - военные городки, базы хранения, трубопроводы, дороги…

    В связи с этим глава ФАС привел такой пример. В Крыму обеспечение горюче-смазочными материалами всех российских войск отдано одной фирме без проведения каких-либо конкурсов. И, по имеющейся у ФАС информации, без каких-либо инвестиционных обременений. Это, по мнению Артемьева, не совсем правильно.

    Представитель Росфинмониторинга Юрий Короткий сказал, что его ведомство, выполняя поручение президента РФ, стало не только выявлять финансовые нарушения в сфере госзакупок, но и предотвращать их. Финмониторинг отслеживает около 23 тысяч контрактов на общую сумму триллион рублей.
    Только за минувший год удалось предотвратить потенциально опасные финансовые операции на сумму в несколько десятков миллиардов рублей.

    Появились новые риски. Если раньше хищения наблюдались в основном в ходе выполнения ГОЗ, то сейчас есть опасность хищений еще на стадии предконтрактной подготовки. Росфиномониторинг недавно предотвратил попытку организации-исполнителя, находящейся в зоне высокого риска невыполнения своих контрактных обязательств, взять кредит на сумму свыше 23 миллиардов рублей. Это, по словам Короткого, был бы заведомо невозвратный кредит. А в качестве залога должны были выступать средства Министерства обороны.

    С обширным и содержательным докладом выступила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова. Стоит выделить то, что Шевцова сказала об изменениях в авансировании гособоронзаказа. По ее словам, и это действительно так, промышленники часто жалуются, что им вовремя не дают авансов, или дают очень мало. Внимая этим упрекам, военное ведомство стало авансировать отдельные проекты чуть ли не в стопроцентной их стоимости. И что в итоге?

    Была проведена проверка по одному из крупных проектов в судостроении. И выяснилось, что миллиардный аванс был потрачен на вложения в какие-то сторонние проекты, на жилищное строительство, еще на что-то. Только не на постройку боевого корабля.

    Поправки в законодательство, заработавшие в прошлом году, такому вольному распоряжению финансов положили конец. Кроме того, Минобороны финансирует сейчас свои заказы ежеквартально, внимательно следя за целевым расходованием выделенных средств. И это сразу положительно сказалось на ритмичности выполнения ГОЗ.

    На форуме значительная часть времени отведена рассмотрению финансовой стороны гособоронзаказа. Однако не хотелось бы, чтобы за денежными "деревьями" не увидели леса технических проблем. Если во главу угла ставить только финансовую сторону, то можно вообще остаться без современной боевой техники. Например, фанерные самолеты самые дешевые, а конная тачанка гораздо экономичнее бронетранспортера. И это не шутливый пассаж. Дело действительно серьезное.

    Директор департамента развития научно-производственной базы ядерного оружейного комплекса Госкорпорации "Росатом" Сергей Власов привел очень интересный пример.

    Спроектировали новый атомный ледокол. По техзаданию у него должна была быть паротурбинная установка с определенными параметрами, в том числе массогабаритными. Проект это учитывал. Учитывали и те, кто ранее выпускал такие силовые установки. Однако по закону необходимо было провести конкурс, так как паротурбинные установки в России производит не одно предприятие. Выиграла более дешевая по деньгам установка. Однако ее параметры не соответствовали техзаданию на проект ледокола. Но закон есть закон.

    Судостроители вынужденно взяли то, что дешевле. По ходу строительства пришлось вносить существенные изменения в проект. В результате ледокол спустили на воду на семь месяцев позже установленного срока. Ну и в чем экономия? К тому же, еще не известно, как поведет себя дешевая паротурбинная установка в эксплуатации.

    Это обратная сторона конкурсов, которые как бы исключают чей-то монополизм, но и таят в себе серьезные опасности.

    В кулуарах форума один из руководителей ФАС рассказал мне вообще анекдотичную историю.

    Федеральная антимонопольная служба проверяла обоснованность огромных финансовых издержек при выполнении простенького госзаказа. Одно из предприятий выпускало некую бронированную крышку по запредельной стоимости. Оказалось, что изделие весом около 10 кг вытачивали из стальной заготовки массой 100 кг. То есть, почти 90 кг шло в стружку. Зато были задействованы самые современные многокоординатные станки с программным управлением. Раньше такие крышки штамповали из листа брони, как пельмени. Сейчас используют суперстанки и супертехнологии.

    И, кстати, винить промышленников тоже нельзя. За внедрение экономичных технологий они ничего не получат. Наоборот, их прибыль упадет.

    Почему так происходит? В этом тоже пытаются разобраться участники форума. На пленарных заседаниях и круглых столах рассматриваются такие вопросы: новые зоны риска, перспективы и приоритетные направления ГОЗ, госрегулирование цен - плюсы и минусы, банковское сопровождение ГОЗ, электронные торги и ряд других тем. Завершится форум "Гособоронзаказ-2016: реформа" 21 апреля.

    Поделиться