Но почему трагический? Оттого, что дело происходит в Великий пост, сорокадневная часть которого закончилась 23 апреля Лазаревой субботой? Или оттого, что впереди Страстная неделя - время, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Христа, Его Распятие и Его Крестную смерть? Нет, дело не только в этом. Да, Вербное воскресенье - праздник, да мы приходим в храмы празднично - с веточками распускающейся вербы, которые мы заранее освятили на всенощном бдении вечером в субботу. Но радость праздника Входа Господня в Иерусалим омрачается не только мыслью о грядущих страданиях Христа, но и тем, что этот день напоминает нам, насколько неверно сердце человеческое. Насколько легко оно готово отрекаться от того, что еще совсем недавно прославляло.
Итак, событие Входа Иисуса в Иерусалим, 30 год от Рождества Христова. Иерусалим в ожидании, везде только и разговоров, что о чудесах, творимых Иисусом. Он исцеляет больных: слепые прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, калеки и расслабленные начинают ходить. Он усмиряет стихии, повелевая буре утихнуть. Он накормил пятью хлебами и двумя рыбами "около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей"! Да что там! Недавно, на глазах у всех Он воскресил Своего друга Лазаря! Лазаря, четыре дня как умершего! Лазаря, который уже смердел! К тому же, Мессия не один, с ним толпа учеников и последователей. Он Сам говорит о новом царстве. Скорее приветствовать Его, такого всесильного! Он наконец-то принесет иудеям, страдающим под римским игом, свободу! Осанна новому царю!
Так и приветствовали Иисуса в Иерусалиме почти две тысячи лет назад. "Осанна!", - что означает: "Спаси! Даруй спасение!". "Да будет благословенно грядущее Царство!", - ликовали жители Иерусалима, устилая дорогу Христу своими одеждами и финиковыми побегами. Дети и женщины бежали вслед за Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями - знак высочайших почестей на востоке. На то, что Иисус въезжает в Иерусалим не на коне, символизирующем царскую власть, а на молодом осленке - символе мира, никто, похоже, внимания не обратил. Иисусу воздавали почести именно как царю. Приветствующие Христа были искренны. Но пройдет всего четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно встречает Иисуса криками "Осанна!", будет требовать от Пилата: "Распни Его!".
Можно долго гадать, почему? Вопрос в том, чего ждали люди от Христа и что Он на самом деле принес. Одни видели в Христе нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие - того, кто их накормит. Третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений. Но в тот день почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим происходит не торжественные въезд на царство, нет, иное: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку - пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие - шествие Христа на Голгофу. Добровольное. Из любви к нам, людям. А значит, Иисус приносит в наш мир не чудеса, не земное благоденствие - любовь. Любовь такого масштаба, такой меры, что даже нам, читающим Евангелие, переживающим на богослужениях Страстной недели Крестный путь Его страданий, трудно эту меру любви осознать. Поэтому не будем спешить с осуждением иерусалимской толпы.
Вот что читаем в дневниках русского писателя Михаила Пришвина: "Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру - все! Я спросил: "Кто эти люди?" - "Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!". Речь идет про Вербное воскресенье 1926 года, впереди трагические гонения на Церковь. Гонения, которые не были бы столь ужасны, если бы они осуществлялись только властью. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим - это повод спросить себя: что было бы, если б Господь сегодня прошел по нашим улицам? Останемся ли мы с Христом у Его Креста? И, стоя в храмах с веточками вербы (в России нет пальм, мы приветствуем грядущего на страдания Христа упрямыми побегами вербы!), мы не просто вспоминаем событие Входа Господа в Иерусалим, мы, по слову патриарха Кирилла, должны в этот день открыть свои сердца, чтобы Господь вошел в них. Впереди, уже завтра, 25 апреля, начинается Страстная неделя. Вечность упрямо вторгается в повседневность. И за Страстной обязательно - Пасха - праздник Воскресения Христова.