27.04.2016 06:41
    Поделиться

    Запуск с космодрома Восточный перенесли по техническим причинам

    Первый старт с космодрома Восточный отложен на сутки. По словам экспертов, отмена запуска не связана с инфраструктурой космодрома. Сейчас выясняются причины, почему за 1,5 минуты до старта произошла его автоостановка.

    Как сообщил журналистам официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, в четверг возможен запуск в резервное время 05:01 по московскому времени. Резервная дата - 28 апреля сохраняется. Автоматика и прием телеметрии на космодроме Восточный работают нормально.

    "У России должна быть независимая космическая политика, и независимо от чьей-то воли мы должны уметь выводить любые космические аппараты на любые орбиты под любым наклонением", -всегда подчеркивали эксперты, говоря о значении строительства космодрома Восточный.

    Именно он, первый национальный гражданский космопорт России, позволит обеспечить независимый доступ в космос с территории нашей страны по всему спектру космических задач. Владея собственным космодромом, с которого можно запускать и "автоматы", и "пилотники", исследовать дальний космос, Россия становится особо значимым партнером в международных проектах.

    Так что это такое - космодром "Восточный"? Расположен в восьми тысячах километров от Москвы и 180 километров от Благовещенска. Площадь - около 700 квадратных километров. Протяженность с юго-запада на северо-восток - 18 километров, а с юго-востока на северо-запад - 36 километров.

    Почему решили строить именно здесь, в Приамурье? Как рассказывают специалисты, на первоначальном этапе рассматривалось до шести возможных точек размещения космодрома: две - в европейской части страны, две - в Сибири, и две на Дальнем Востоке.

    Огромное преимущество Восточного в том, что трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока. При этом активные участки полета не проходят над другими странами. Кроме того, есть уже созданная дорожная инфраструктура: БАМ, трасса Чита-Хабаровск. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов большой запас электроэнергии, производимой в регионе.

    Техническое и эскизное проектирование Восточного было начато в 2011 году, а к строительству приступили в июле 2012 года. И уже через три года, 17 июня 2015-го, комплекс средств измерений, сбора и обработки информации космодрома впервые принял телеметрию с Международной космической станции. А третьего июля командный пункт Восточного впервые принял телеметрию уже с транспортного грузового корабля "Прогресс М-28М", который стартовал с космодрома Байконур.

    Изначально первый пуск "Союза" ожидался в 2015 году, а первый пилотируемый старт - в 2018-м. Однако в октябре прошлого года президент Владимир Путин прибыл на космодром "Восточный", где провел совещание относительно координации работ. Он призвал не проводить строительные работы в спешке, а работать над подготовкой Восточного к первому запуску с ритмичностью и внимательностью. "Настраивайтесь на то, что первые пуски с космодрома Восточный будут произведены весной в 2016 году. Если сделаете это ко Дню космонавтики, то будет хорошо, но если нет, то штурмовщина не нужна. Космонавтика - не та сфера, где нужны сверхусилия и штурмовщина. Здесь важна ритмичная работа, качество", - сказал президент.

    Новый российский космодром эксперты уже называют лучшим в мире. "Это не преувеличение? - с таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к руководителю Роскосмоса Игорю Комарову.

    "Считаю, что Восточный - однозначно лучший, - ответил Игорь Анатольевич. - И по многим параметрам он превосходит мировые аналоги. Некоторые говорят, что это продолжение "Гагаринского старта" на Байконуре. Поверьте, они очень сильно заблуждаются - по уровню автоматизации, использования современных технологий и новых решений Восточному нет равных".

    Без преувеличения, поражают кадры, когда по рельсам мобильная башня обслуживания "наезжает" на ракету и как бы захватывает ее. В истории российской космонавтики такая уникальная вертикальная конструкция используется впервые. Высота мобильной башни обслуживания на Восточном - 52 метра, вес - 1600 тонн. Она единственная в мире позволяет работать с ракетой-носителем при температурах от минус 40-50 градусов до плюс 30 и выше. Не только по своим размерам и массе, но и по количеству оборудования, которое там используется, обеспечивает и комфортные условия работы, и безопасность, мобильная башня не имеет аналогов.

    По планам, с 2018 года с Восточного будет делаться не менее пяти пусков, а потом 8-10 в год. В том числе коммерческих. Интерес у Запада есть, и большой. За последний год Роскосмос сделал серьезный прорыв в заключении коммерческих контрактов. Подписаны контракты на 31 пуск: из них 21 - "Союзов" и 10 "Протонов". Серьезную часть из перспективных пусков "Союзов", которые как раз начинаются с 2018 года, как раз собираются сразу ставить на Восточный.

    Именно с Восточного полетит и новый космический корабль "Федерация", который создается в РКК "Энергия". Кстати, специалисты отказались от пилотируемого запуска на корабле "Союз-МС" с Восточного. Почему? "Из соображений оптимизации программ и ресурсов, - объясняет Комаров. - Мы понимаем, что делать дополнительные проекты, которые требуют больших сил и средств, не всегда целесообразно, если можно воспользоваться имеющейся инфраструктурой. А на Байконуре действует замечательный "гагаринский старт", который успешно обеспечивает пилотируемые пуски на "Союзах".

    В Роскосмосе подчеркивают: нам нужно как можно быстрее сделать перспективный пилотируемый корабль нового поколения. И реализовывать этот проект, которому не будет аналогов, сразу на Восточном. Так экономятся и силы, и средства.

    Сейчас вовсю идут опытно-конструкторские работы. "Мы изготовили технологическую капсулу из композитных материалов, на которой будем проводить цикл различных динамических, статических испытаний, - рассказал "РГ" президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" Владимир Солнцев. - Запланировано уже в конце этого года подойти к изготовлению летного образца. Все строго по графику. Начало летных испытаний корабля на околоземной орбите с использованием ракеты-носителя "Ангара-А5П" запланировано в беспилотном варианте на 2021 год, а в пилотируемом - на 2023-й".

    Отсюда же, с Восточного, до 2025 года должны быть запущены к Луне пять космических "автоматов", на которых специалисты намерены отработать все программы будущей пилотируемой лунной экспедиции. В программе - работы по созданию ракеты-носителя среднего класса нового поколения, ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности до 37,5 тонны и межорбитальных буксиров. Такой вариант позволяет гарантированно и эффективно подготовиться к пилотируемому облету Луны и к высадке на нее российских космонавтов к 2030-му году.

    Словом, новому российскому космодрому предстоит большая работа. Восточный - это космодром XXI века, новая философия России, - подчеркивают специалисты. Это космодром, аэропорт и город Циолковский, который станет техноцентром будущего космического кластера. Это новые возможности для молодежи, более 80 тысяч рабочих мест для Дальневосточного региона.

    Восточный - это еще один шаг к тому, чтобы наш космос стал более доступным и понятным, а международное сотрудничество более крепким.

    Очень символично, что первыми с нового космодрома полетят студенческие спутники - "Ломоносов", "Аист-2Д" и " SamSat-218 ("СамСат-218")". "Ломоносов" создан по заказу МГУ в корпорации "ВНИИЭМ". Предназначен для исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной, например, гамма-всплесков или космических лучей предельно высоких энергий. Кроме того, спутник будет заниматься мониторингом радиационной обстановки и мониторингом опасных объектов в околоземном космическом пространстве совместно с сетью наземных телескопов "МАСТЕР". Вес аппарата - 625 килограммов. Основной разработчик научной программы - исследовательский институт ядерной физики МГУ. Спутник полностью прошел все испытания, с отработкой всех программ в условиях близких к космическому пространству. То есть, это и искусственное солнце, и распределение температур от -130 до +160 градусов.

    "Аист-2Д" - оптико-электронный аппарат дистанционного зондирования Земли, созданный специалистами ракетно-космического центра "Прогресс" и Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ). Масса у него всего 531 килограммов. Но зато есть уникальный объектив, который при съемке земной поверхности сможет обеспечить разрешение в 1,5 метра с полосой захвата почти 40 километров! Образно говоря, это своеобразный "научный комбайн", который будет решать как реальные задачи по съемке территории Земли, так и научные задачи.

    И третий спутник идет с приставкой "нано". "SamSat-218" также создали студенты и ученые СГАУ. В первую очередь, он предназначен для отработки алгоритмов управления ориентацией наноспутников.

    Поделиться