28.04.2016 06:26
    Поделиться

    В Якутии браконьеры расстреляли ездовых оленей

    Браконьеры едва не добили оленеводческое хозяйство
    В Булунском районе Якутии не известные пока охотники нанесли полуторамиллионный ущерб муниципальному оленеводческому предприятию, расстреляв ездовых оленей.

    Охота на домашних животных была открыта после слета оленеводов, прошедшего в райцентре, поселке Тикси. Главным событием праздника стали гонки на упряжках, которые выиграли работники МУП "Булунское". Под пули браконьеров попали как раз олени, принесшие своим хозяевам главный приз - мощный вездеход.

    - В райцентре наши мужчины бывают редко - почти круглый год кочуют по тундре. Поэтому после слета отогнали оленей на промежуточную базу за 20 километров от поселка, а сами занялись своими делами, поочередно охраняя стадо. Всем надо было пройти медосмотр, подлечиться, кому-то - продлить разрешение на охотничье оружие, оформить пенсию. Выстрелы раздались на третью ночь. Вряд ли в сумерках стрелявшие выбирали цели, но так получилось, что из 80 пасшихся неподалеку от палатки животных на мушку попали 30 лучших ездовых буров, - рассказала "РГ" руководитель предприятия Лена Баишева.

    "Неподалеку от палатки" - это по меркам жителей тундры. Олени паслись примерно в двух километрах от стойбища. 19 были убиты, 11 ранены (шесть из них не выжили), еще четыре то ли разбежались, то ли были застрелены и увезены браконьерами.

    - Подсчитанный ущерб в полтора миллиона - это только прямой убыток, - объясняет Лена Баишева. - Ведь на подготовку ездового оленя уходит как минимум три года. Теперь все это время для перекочевок нам придется пользоваться техникой, а значит, тратиться на ее обслуживание и бензин.

    Открыв охоту на домашних оленей, неизвестные лишили предприятие надежды выбраться
    из финансовой ямы

    Оленеводство в Якутии развивается со скрипом. Методами кнута и пряника власти республики пытаются вывести отрасль на товарный уровень, но процесс идет с переменным успехом. Сейчас, к примеру, многие тундровики живут на казенном коште, получая гарантированную зарплату в 20 тысяч рублей в основном за счет бюджета. Без господдержки их заработок составлял бы две-три тысячи, а то и вовсе уходил бы в отрицательные величины. Есть районы, где действует мораторий на забой домашних оленей. Там надо сначала нарастить поголовье, а потом уже думать об оленине.

    Что же касается непосредственно пострадавшего предприятия, в 2014 году здесь была введена процедура наблюдения, и Баишева является внешним управляющим. Прежний руководитель завел коллектив в глубокую финансовую яму. Несколько дней назад вступило в силу решение Арбитражного суда Якутии о взыскании с экс-директора "Булунского" Гаврила Михайлова 8,8 миллиона рублей. Он закупил цех по заморозке рыбы, но оборудование куда-то исчезло. Получил 4,8 миллиона рублей на зарплату работникам, но так и не выплатил ее. Получил рыбную продукцию для расчета с кредиторами - проквасил…

    - Кроме того, прежний руководитель заключил множество убыточных сделок, - рассказывает Лена Баишева. - Почти по всем мы выиграли процессы в арбитражном суде, но с "ОООшек", в которые ушли средства, как правило, взять нечего. Все их имущество - стол и авторучка. Впрочем, хотя наши судебные победы - лишь для отчета перед региональным минсельхозом, даже это уже хорошо, потому что теперь мы можем получать какую-то поддержку.

    И вот после всех передряг, когда у предприятия появилась возможность выкарабкаться из безденежья, кому-то захотелось мяса.

    - У нас есть круг людей, которых полиция проверяет на причастность к бойне. Конкретных подозреваемых, которым можно было бы предъявить обвинение, пока нет. Но они никуда не денутся, - уверен прокурор района Максим Днепровский.

    С места преступления (по факту истребления оленей возбуждено уголовное дело) изъяты гильзы, пули и множество других предметов. По неофициальной информации, на гильзах сохранились даже отпечатки пальцев. Улик столько, что руководитель местного РОВД через районную газету предложил "охотникам" сдаться добровольно. Прятаться бессмысленно.

    Кстати

    Потеряв ездовых животных, МУП "Булунское" могло лишиться и другого транспортного средства - вездехода, который выиграли эти олени. Две машины "Ветлуга" правительство Якутии закупило на средства республиканского бюджета и выделило администрации арктического района для организации социальных перевозок - там напрочь отсутствуют дороги. Однако районная власть один вездеход выставила в качестве суперприза на оленьих гонках. Как рассказал "РГ" руководитель местного отдела Ростехнадзора Василий Никифоров, в силу этих обстоятельств оформлять технику на победителя гонок нельзя. Пошли по компромиссному пути: "Ветлуга" осталась в собственности муниципалитета, который передал ее "Булунскому" в хозяйственное ведение.

     

    Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews

    Поделиться