28.04.2016 10:01
    Поделиться

    Кто должен нести ответственность за безопасность лифтов в Сибири

    Кто должен нести ответственность за безопасность лифтового хозяйства
    Лифты собираются вновь перевести в категорию опасных производственных объектов. Такое решение может быть принято после ряда резонансных ЧП, случившихся в Москве и некоторых других российских городах. В Новосибирской области, где за последние годы была проведена масштабная работа по замене и модернизации лифтов, проблема тем не менее не снята с повестки дня.

    Обсудить ее за круглым столом в редакции "РГ" в Новосибирске собрались эксперты: замминистра энергетики и ЖКХ Новосибирской области Елена Макавчик, заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства - председатель комитета ЖКХ мэрии Новосибирска Сергей Елисеев, главный государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора Юрий Антропов, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Новосибирской области Оксана Комиссарова, президент группы компаний "SKY Group" Владимир Литвинов, генеральный директор ЗАО "УК "СПАС-Дом" Владимир Булычев, директор компании по обслуживанию лифтов Илья Сиводедов.

    В сфере лифтового хозяйства в Новосибирской области, особенно в областном центре, произошли большие позитивные изменения. По данным комиссии минстроя РФ, износ лифтов в Новосибирске сегодня составляет всего два процента, тогда как, например, в Омске - более сорока процентов. Как удалось этого добиться? Где взяли деньги?

    Елена Макавчик: Напомню, что требованиями технического регламента о безопасности лифтов срок их службы определен в 25 лет, после чего оборудование нужно обновлять. В ноябре 2004 года Совет депутатов города Новосибирска принял программу замены и модернизации лифтов. В 2005-м она начала действовать, а через три года, когда появилась возможность привлекать средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, к этой работе подключились другие муниципалитеты Новосибирской области. Всего с 2005-го по 2011 год в регионе было обновлено 2 144 лифта. Понимая, что этих мер недостаточно, областное правительство в 2012 году приступило к реализации целевой программы "Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области". В результате в 2012-2014 годах было заменено еще порядка 1 900 лифтов. Конечно, проблема остается, так как жилищный фонд устаревает, поэтому принято решение включить лифтовое хозяйство в программу капитального ремонта. В 2016 году планируем модернизировать еще 285 лифтов.

    Сейчас правительство региона совместно с депутатами Законодательного собрания вносит изменения в действующую редакцию областного закона № 360, который регулирует мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов. Предложено установить льготный порядок представления государственной поддержки собственникам жилья при замене лифтового оборудования. А именно - убрать норму собираемости собственных средств собственников в размере 95 процентов. Ведь бесперебойная работа лифтов - это, прежде всего, безопасность жителей. Депутаты идею одобрили, и планируем в мае представить соответствующий законопроект на рассмотрение в Заксобрание Новосибирской области.

    Сергей Елисеев: За весь период действия программы в Новосибирске заменено 4 483 лифта. Программа была завершена в прошлом году, но должен сказать, что работа началась не в 2005-м, а гораздо раньше - единичные лифты меняли с 1995 года. С 2012 года собственники жилья оплачивают тридцать процентов стоимости работ, и финансовая дисциплина граждан здесь достаточно высока - собираемость средств достигает 85-90 процентов. Хотя это крупные суммы - на один подъезд приходится порядка 400 тысяч рублей, не всем такие взносы по карману. Поэтому хорошо, что предполагаются льготы.

    Сколько стоит заменить один лифт?

    Сергей Елисеев: В прошлом году сумма составляла 1 400 000 рублей.

    Как осуществляются поставки оборудования в рамках программы замены лифтов? Кто в них участвует?

    Владимир Литвинов: Не так все радужно, как нам докладывают чиновники. Общие цифры, конечно, хорошие, но у специалистов неизбежно возникают вопросы.

    Например, какие лифты будут поставляться в этом году по тендеру, проведенному мэрией Новосибирска? Мы знаем, что у основных традиционных поставщиков - Серпуховского и Щербинского заводов - сложная ситуация. Между тем в Новосибирске тоже есть предприятие-производитель лифтов. Кроме того, сейчас как никогда остро стоит вопрос качества оборудования, его безопасности. А тендер, как известно, выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену, но не самое высокое качество.

    Елена Макавчик: Если мы говорим про реализацию региональной программы капитального ремонта, то функции технического заказчика переданы органам местного самоуправления. Проводятся конкурсные процедуры. Прозрачно, публично, вся информация размещается на портале госзакупок - никакой тайны, ограничения конкуренции абсолютно недопустимо. Федеральный закон регламентирует каждый пункт, муниципальное образование руководствуется этими нормами. Предельная стоимость замены и модернизации лифтов - верхняя планка, которая зафиксирована и подтверждена независимой оценочной организацией, - это порядка двух миллионов рублей. Понятно, что результатам конкурсных торгов мы получаем значительную экономию - иногда до тридцати процентов.

    Известно, что в значительной степени инициатором программы обновления лифтов выступил Ростехнадзор. А как выглядит ситуация сейчас с точки зрения надзорных органов?

    Юрий Антропов: В Новосибирской области на учете в Сибирском управлении Ростехнадзора состоит около пятнадцати тысяч лифтов. За 25 лет - нормативный срок эксплуатации, с 1991-го по 2015 год, введено 2 242 лифта. Получается, в среднем ежегодно подлежат замене и модернизации 224. С учетом оборудования, введенного в эксплуатацию до 1991-го, в год нужно менять уже 480. В 2002-2003 годах, когда начал действовать закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов, Ростехнадзор стал пристальнее следить за лифтами, отработавшими нормативный срок. Дошло до того, что одновременно были остановлены сотни лифтов. Жители начали жаловаться в администрацию, надзорные органы, и это тоже послужило импульсом для принятия программы, утвержденной новосибирским городским Советом депутатов 23 ноября 2004 года. В 2013 году было принято решение вывести лифты из списка опасных объектов, и несколько месяцев они не входили в сферу контроля Ростехнадзора. В том же 2013 году постановлением правительства № 407 Ростехнадзор был определен контрольным и надзорным органом в части безопасной эксплуатации лифтов и соблюдения технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов". При проведении плановых и внеплановых проверок мы руководствуемся также административным регламентом, который выполнен в соответствии с 294-м федеральным законом. Согласно ему, плановые мероприятия должны проводиться не чаще одного раза в три года. Кроме того, сейчас вообще не предусмотрена административная ответственность при проведении первичной плановой проверки. Только после завершения срока, отведенного на устранение выявленных нарушений, если этого не сделано, инспектор может инициировать привлечение к административной ответственности виновных лиц. То есть в плане воздействия со стороны органов государственной власти давление на правонарушителя ослаблено.

    До 2018 года малый и средний бизнес освобожден от плановых проверок и выпадает из зоны контроля и надзора Ростехнадзора. Мы можем воздействовать только плановыми мероприятиями по 294-му федеральному закону - инициировать внеплановые проверки по обращениям и жалобам должностных и физических лиц, на основе информации, полученной из СМИ. Причем жалобы должны содержать конкретные факты, свидетельствующие об угрозе жизни и здоровью людей, иначе у нас нет оснований проводить проверку. Проверка согласуется с прокуратурой Новосибирской области.

    Какие нарушения выявила последняя проверка прокуратуры, направленная на обеспечение безопасной эксплуатации лифтов в Новосибирске?

    Оксана Комиссарова: В 2016 году органы прокуратуры Новосибирской области по заданию Генеральной прокуратуры, в связи с поступившими из СМИ сведениями об аварийных ситуациях в других регионах, проверили соблюдение законодательства при использовании лифтового оборудования. К проверке были привлечены уполномоченные органы контроля - Сибирское управление Ростехнадзора и Государственная жилищная инспекция Новосибирской области. Нарушения выявлены в большинстве районов Новосибирска за исключением Кировского и Калининского, в городах Бердске, Оби и Краснозерском районе Новосибирской области. Такие нарушения вскрыты в 58 многоквартирных домах, одном медицинском учреждении и одном торговом центре. Прокуроры внесли руководителям УК, ТСЖ, специализированных организаций, обслуживающих лифты, 38 представлений, по которым тридцать лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокуроры возбудили восемнадцать дел об административных правонарушениях, виновные оштрафованы на общую сумму свыше 39 тысяч рублей, трем лицам назначено административное наказание в виде предупреждения. В суд направлено три иска, которые удовлетворены.

    В какой мере за состояние лифтов отвечают управляющие компании, а в какой - собственники жилья?

    Владимир Булычев: Сейчас решение о ремонте лифта, о плате за его обслуживание принимают собственники жилья на общем собрании. Возникают ситуации, когда такое решение им принять не удается, и виноватой оказывается управляющая компания. Но услуги лифтового хозяйства, скорее всего, переведут из жилищных в коммунальные. Тогда их будет регулировать государство - определять стоимость и контролировать качество. Лично я поддерживаю такое решение: если услуга признана опасной, то ее должны предоставлять серьезные организации по установленному государством тарифу, позволяющему оказывать ее на должном уровне. Для меня в данной ситуации безопасность важнее всего.

    Илья Сиводедов: Мы постоянно сталкиваемся с тем, что лифты находятся в разном состоянии, и это зависит не только от управляющей компании, ТСЖ, эксплуатирующей организации, но и от жильцов. У большинства жильцов культуры пользования лифтовым оборудованием практически нет.

    По поводу стоимости услуг. Когда мы приходим в Центральный парк прокатиться на аттракционе, то это стоит порядка шестидесяти рублей за десять-пятнадцать минут. А за целый месяц работы лифтового оборудования мы платим гораздо меньше. Я за обоснованные тарифы - не надо поднимать цены просто ради повышения. Собственник должен платить больше, но должен и видеть результат.

    Если лифты вернут в категорию опасных производственных объектов, это усилит контроль?

    Юрий Антропов: Смотря какой класс опасности введут. Если 4-й, то, согласно 116-му федеральному закону, плановые проверки там вообще не предусмотрены. Нужно прописать в законе, что лифт должен состоять на учете в Ростехнадзоре. Сейчас этого нет, и, соответственно, мы не всегда знаем, где какой лифт установлен, кто его владелец, не можем запланировать проверку этой организации. А обслуживающая лифты организация говорит владельцу: "Не регистрируйте в Ростехнадзоре - зачем страховать, обучать людей?". С 2009 года нам обещают правила постановки лифтов на учет, но они до сих пор не разработаны. Маленький вопрос тянет за собой большой груз проблем. Жильцы жалуются, что лифты плохие, потому что застройщик покупает оборудование подешевле. В общей стоимости дома это мизер, но он ухудшает качество жизни. В программе модернизации и замены лифтов тоже должен быть комплексный подход к цене и качеству. Специалисты должны понимать, что мы берем оборудование не на полгода, а на 25 лет минимум, и его нужно качественно обслуживать.

    Поделиться