03.05.2016 21:30
    Поделиться

    Торговые сети увеличили свою выручку на 20 процентов

    Каждый третий рубль, который россияне тратят на розничные покупки, отправляется в кассу сетевого магазина. Аналитики подсчитали, что ретейлеры давно превысили содержащийся в законе ориентир в 25 процентов рынка. И в этом они видят скорее плюсы, чем минусы.

    Точной оценки доли розничного рынка, который занимают в России торговые сети, не существует. В подсчетах Росстата нет категории сетевых магазинов. Там торговлю разделяют на крупную, некрупную и розничные рынки. А по российскому законодательству, две палатки с одним владельцем уже являются торговой сетью.

    На протяжении нескольких последних лет доля сетей оценивалась в 25% отечественного рынка товаров повседневного спроса. Представители ретейла сами стремятся поддерживать такое мнение, говорят эксперты. Дело в том, что именно такой ориентир содержится в законе о торговле. "Доля ретейлеров на рынке давно превысила этот показатель", - говорит гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков. Там подсчитали, что на сто крупнейших торгсетей, работающих в России, приходится от 30-35% рынка (около 6 триллионов рублей). А всего в России действует около 700 крупных и средних представителей отрасли.

    Судя по отчетам крупнейших компаний в этом сегменте, торговые сети продолжают экспансию на рынке. Все они за первый квартал получили как минимум на 15% больше выручки, чем за тот же период годом ранее. Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов указывает, что такие показатели связаны в первую очередь с открытием новых магазинов. Продажи товаров в штуках сейчас не растут, а инфляция обуславливает не более третьей части роста выручки. Открытие новых точек происходит как за счет строительства и обустройства новых магазинов, так и за счет поглощения более мелких конкурентов. Часто бывает, что открытие сетевого магазина если не сразу, то со временем приводит к закрытию обособленных торговых точек в районе, перетягивая на себя их клиентов.

    Кризис только помогает сетям развиваться, говорит Иван Федяков. Сейчас легче получить разрешение на строительство гипермаркета на том месте, где раньше местные власти разрешили бы строить объект только более высокого класса. Дело в том, что девелоперы сейчас не торопятся строить дорогие основательные торговые центры - слишком рискованно. Гипермаркет же, по сути, "железная коробка". Кроме того, продуктовые магазины сейчас занимают места ресторанов и магазинов одежды, не выдержавших тяжелых времен. Сами сети не решаются сбавлять темпы развития: каждой из них важно захватить большую долю рынка, чтобы с ростом доходов населения иметь выигрышные позиции.

    Эксперты указывают, что расширение сетевых гигантов - не такой уж и негативный процесс, как может показаться на первый взгляд. "Российские сети очень эффективны", - считает Иван Федяков. Прежде всего за счет того, что они в состоянии предложить покупателю цену меньшую, чем другие форматы торговли. При этом уровень консолидации рынка все еще меньше того, что наблюдается в развитых странах. Там на три компании может приходиться до 60% всей розничной торговли.

    Сетевой ретейл далек от того, чтобы превысить антиморальные ограничения на национальном уровне. В законе о торговле прописано, что торговая сеть не должна занимать больше 25% рынка в субъекте (все магазины в пределах региона могут принадлежать 4 компаниям). Самая большая концентрация сетей наблюдается в крупных городах. Лидер среди них - Санкт-Петербург. Там сетям принадлежит, по разным оценкам, 70-80%.

    Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Александра Воздвиженская

    Поделиться