05.05.2016 09:14
    Поделиться

    В регионах ЦФО выросли долги по заработной плате

    Поднятая на "прямой линии" с Владимиром Путиным тема долгов по заработной плате актуальна и для регионов ЦФО. Практически в каждом регионе есть крупные предприятия, которые в силу тех или иных причин формируют основную часть общего долга работодателей. Ситуация осложняется тем, что учредителями проблемных фирм могут быть иногородние бизнесмены, которые, во-первых, не идут на контакт с властями, а во-вторых, при первой же возможности готовы прибегнуть к процедуре банкротства.

    В 70-кратном увеличении

    В Орловской области долги по заработной плате за год выросли в… 70 раз. Если в январе прошлого года общая сумма составляла 700 тысяч рублей, то в январе 2016-го превысила 49 миллионов. По словам руководителя Орелстата Тамары Устиновой, свыше 99 процентов этой суммы пришлось на завод "Дормаш", который занимается производством дорожной техники и считается одним из градообразующих. Там числится чуть менее полутора тысяч человек, часть из них отправлена в административный отпуск.

    Еще пару лет назад этот завод называли одним из флагманов местной промышленности. Ситуация изменилась год назад. Зарплату начали выдавать с большими задержками. В суды посыпались иски деловых партнеров, начали расти общие долги предприятия. Сотрудники компании пригрозили забастовками, и за них вступилась прокуратура. Проверка показала, что им не платят месяцами.

    - В интересах граждан в суды было подано около 1,2 тысячи исковых заявлений, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Это позволило добиться погашения задолженности в размере около 75 миллионов рублей. В настоящее время данная работа продолжается.

    По факту невыплат зарплаты на "Дормаше" в течение более чем трех месяцев недавно возбудили уголовное дело. "Следствие намерено выяснить все обстоятельства образования задолженности, а также проанализировать достаточность принятых со стороны руководства завода мер по соблюдению прав и законных интересов работников", - сообщили в СК.

    К слову, правительство региона для вывода предприятия из кризиса объективно сделало немало. Банкротством завода "запахло" летом прошлого года, и власти сразу же заявили, что этого не допустят. Но предприятие все-таки частное, и только его владельцы, проживающие вне Орла, решают, как им вести бизнес. Если пожелают закрыть производство, посчитав нерентабельным, - им не помешать.

    Однако тут есть нюансы. Во-первых, в любом случае работники не должны страдать от управленческих решений. Во-вторых, завод играет важную роль в экономике региона. Да и куда деваться полутора тысячам специалистов в случае краха предприятия? Для решения проблемы губернатор Вадим Потомский создал антикризисную комиссию. Область решила купить у "Дормаша" 14 грейдеров для нужд государственной дорожной службы и за счет сделки погасить хотя бы часть долга.

    - Кроме того, в декабре минувшего года благодаря участию властей предприятию был выдан кредит в 15 миллионов рублей, - сообщил зампред облправительства Игорь Козин. - В результате слаженной работы службы судебных приставов и казначейства эти средства были оперативно направлены на счета работников.

    За счет кредита заводчане частично получили зарплату за август-сентябрь прошлого года. Средняя сумма выплат, по разным специалистам, составила от 20 до 40 тысяч рублей. По словам Игоря Козина, у предприятия есть заказы, но не хватает денег. "В последнее время оно испытывало трудности с кредитованием на пополнение оборотных средств", - заявил чиновник.

    Власти намерены помочь заводу войти в федеральные программы для получения субсидий. Однако ситуация остается сложной, и суды продолжают рассматривать иски в защиту прав работников. Кстати, в целом в прошлом году надзорное ведомство добилось погашения долгов на общую сумму свыше 125 миллионов рублей. На большинстве предприятий после вмешательства прокуроров с сотрудниками тут же рассчитались. Это говорит о том, что деньги были. Исключение - завод "Дормаш".

    В Орелстате отметили, что в текущем году задерживать зарплату стали и строительные организации. По данным на 1 апреля, их долг составляет без малого 8,5 миллиона рублей. Раньше вторую строчку в негласном рейтинге вслед за обрабатывающими производствами удерживал АПК. Строители в 2015-м на треть сбавили объемы и теперь "пожинают плоды".

    Текущий областной список работников, не получивших вовремя зарплату, насчитывает 1030 человек. Каждому из них предприятия задолжали в среднем по 46,7 тысячи рублей.

    Лепта от банкротов

    Тревожной остается ситуация и в Смоленской области, хотя ведомства, которые ведут мониторинг в этой сфере, оперируют противоречивыми цифрами. Смолстат, например, утверждает, что к 1 апреля задолженность работодателей в регионе составила 5,6 миллиона рублей, а в госслужбе занятости населения говорят о сумме почти в 42 миллиона.

    - Смолстат пользуется данными, которые дают ему сами предприятия, причем по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности, - пояснил первый замначальника департамента Владимир Полоников. - Мы же оперируем информацией, поступающей от органов местного самоуправления и Государственной инспекции труда, и с марта ведем еженедельный мониторинг.

    На большинстве предприятий после вмешательства прокуроров с сотрудниками тут же рассчитались. Исключение - завод "Дормаш"

    Показатель в 42 миллиона рублей можно считать официальным, поскольку именно он был оглашен на недавнем совещании с участием губернатора Алексея Островского. Стоит отметить, что задолженность по зарплате нарастает в Смоленской области с 2013 года и сейчас ее объем сравним с показателем кризисного 2009-го. В список предприятий, не исполняющих свои обязанности перед работниками, попало региональное отделение ДОСААФ, финансируемое за счет средств федерального бюджета, и два муниципальных предприятия в Смоленске и Вязьме. Их общая задолженность превышает четыре миллиона рублей, и руководители уже дали обязательство рассчитаться с работниками в кратчайшие сроки.

    Однако в действительности ситуация с выплатой зарплат значительно серьезнее, поскольку в указанной выше цифре не учитываются предприятия-банкроты. Причина проста: по словам главного госинспектора труда по Смоленской области Петра Шийко, у органов госвласти и местного самоуправления в этом случае просто нет рычагов воздействия.

    - На эти предприятия арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, в деятельность которого не вправе вмешиваться ни органы власти, ни прокуратура, - пояснил он. - Это может сделать только собрание кредиторов. Если они недовольны действиями управляющего, могут обратиться в суд и поставить вопрос о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

    - В этих случаях люди вправе рассчитывать на компенсацию, поскольку с момента увольнения прошло много времени, и деньги, как мы все понимаем, обесценились, - отметил председатель комитета облдумы по экономическому развитию Сергей Маслаков.

    Объем задолженности по зарплате перед работниками предприятий-банкротов не сообщается, но неофициально чиновники говорят об 11 компаниях, не выплативших сотрудникам в общей сложности свыше ста миллионов рублей. Это похоже на правду, поскольку достоверно известна сумма долга перед бывшими работниками одного, пусть и крупного, Смоленского автоагрегатного завода - 45 миллионов.

    Это предприятие было основано в 1943 году, а в 1974-м вошло в состав АМО ЗИЛ и специализировалось на выпуске автомобильных и тракторных агрегатов трансмиссии, а также изготовлении специальных и специализированных машин. Когда производство "зиловского" шасси прекратилось, на заводе начался кризис, справляться с которым до поры позволяли заказы белорусских предприятий. Но в 2013-м в соседней республике взяли курс на импортозамещение и организовали собственное производство нужных комплектующих.

    Предвидя банкротство, владельцы завода вывели большую часть имущества стоимостью почти 165 миллионов рублей - здания цехов, производственных участков, гараж, компрессорную, зарядную, аммиачную, насосную станции, склады, пятиэтажное общежитие и прочие объекты - в уставной капитал нового предприятия "Смоленск Пауэрстиринг Плант". Предчувствия бизнесменов не обманули: в августе 2014 года на автоагрегатном началось конкурсное производство. А чтобы погасить задолженность перед семью сотнями бывших работников, конкурсный управляющий приступил к распродаже оставшегося имущества, а также дебиторской задолженности общим объемом свыше 330 миллионов рублей. На торги имущество поначалу было выставлено за 173 миллиона, но из-за отсутствия интереса ушло покупателю из Москвы за 32 миллиона. Для расчета с бывшими работниками завода этих денег явно не хватит, тем более что сразу после совершения сделки о необходимости оплатить свою работу в сумме 780 тысяч рублей напомнил временный управляющий.

    Возможно, послужи основанием для банкротства иск другого юридического лица, и традиционная схема избавления от кредиторов сработала бы. Тогда бывшие работники автоагрегатного завода уже потеряли бы надежду получить заработанные деньги. Но в данном случае иск исходил от Федеральной налоговой службы, и провести себя она не позволила. Сделка по передаче основного имущества в уставной капитал ООО была опротестована: ФНС потребовала вернуть его в конкурсную массу. Арбитражный суд Смоленской области удовлетворил это требование, а на минувшей неделе такое решение поддержал Арбитражный суд ЦФО. Теперь конкурсному управляющему предстоит принять имущество и организовать его реализацию. Лишь бы покупатель нашелся.

    Кстати

    "РГ" продолжит рассказывать о ситуации с выплатами заработной платы на проблемных предприятиях ЦФО в следующих выпусках "Экономики Центрального округа".

    Поделиться