08.05.2016 01:03
    Поделиться

    У православных начался свадебный сезон

    У православных Красная горка: кому молились о замужестве и женитьбе. 8 мая, через неделю после празднования Пасхи, православные отмечают особенный праздник, сохранившийся даже в годы советской власти. Правда, в те времена речь шла только об одной стороне этого радостного дня, о Красной горке - воскресенье, когда принято было играть свадьбы.

    Считалось, что свадьба на Красную горку обещает долгий счастливый брак. Ну, а уж если со свадьбой молодежь к заветному дню не поспевала, то именно к Красной горке старались приурочить сватовство, сделать предложение, обручиться.

    Странная вещь: венчаний в советское время не было, а слово "обручиться" осталось. Так же как жил радостный праздник гуляний молодых - Красная горка. Хотя праздник имел церковные корни и еще два не менее важных названия: Антипасха и Фомино воскресенье.

    Малопонятное слово "Антипасха" переводится с греческого как "вместо Пасхи" и означает, что в этот воскресный день мы вспоминаем событие, обновляющее радость Воскресения Христова. А именно явление Воскресшего Христа Его ученикам. Второе название - Фомино Воскресенье - возникло потому, что в церквях в этот день вспоминают слова одного из апостолов Христа, сказавшего, что он не поверит в то, что Христос воскрес, пока не вложит "перста (т.е. пальцы) в раны от гвоздей".

    Христос, явившись сомневающемуся Фоме, предложил: "Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..". И дальше Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: "И не будь неверующим, но верующим!" - призыв, звучащий сегодня в храмах. Также как звучат и другие слова Христа к Фоме: "Ты поверил потому, что Меня увидел. Блаженны не видевшие и уверовавшие".

    Само событие сомнения Фомы и его обретения веры в Воскресшего Христа получило название "уверение Фомы" и ему посвящены не только иконы, но и знаменитые полотна -  Караваджо, Рубенса, Рембрандта. Но какая же связь между церковными празднованиями Антипасхи с Фоминым воскресеньем и молодежными гуляньями на Красную горку?

    Самая прямая. Дело в том, что именно со второго воскресенья после Пасхи Церковь разрешает венчания. После девятинедельного перерыва. Венчание прекращались за неделю до Великого поста, с Масленицы, в покаянные дни Великого поста тоже никого браком не сочетали, что понятно - пост. На Светлой седмице (неделе) пост отменялся, но это касалось только пищи: Светлая седмица - время пасхальной радости, но радость эта духовная. И вот, наконец, с Фомина воскресенья, начинаются венчания. Но есть тут и более глубокие созвучия. Вера и доверие - слова однокоренные. А без доверия и открытости нет любви. Неслучайно апостол Павел в своем знаменитом гимне любви так связывает любовь и веру: "Любовь всему верит, всегда надеется… Есть три: вера, надежда, любовь, и любовь из них большая".

    Что касается венчания, то раньше к ним относились крайне серьезно. Венчание было не просто обязательным условием брака, нет. Все понимали, что это Таинство, одно из семи Таинств Церкви, когда через видимые действия преподается невидимая Благодать Божия, открывается окно в другой мир, возникает новое качество двоих - семья. Причем новое качество, освященное любовью и благословленное Богом.

    Суть Таинства Венчания заключена в словах, которыми собственно Таинство и начинается, а именно с возгласа священника: "Благословенно царство". В Таинстве Венчания происходит высшее соединение двух личностей, потому что оно выходит за рамки земных отношений и условностей, это то, что принадлежит царству вечности, царству любви. Соединение происходит для Царствия Небесного, поэтому в начале Таинства и звучат слова благословения венчающихся на вхождение в это царство любви.

    А самому Таинству предшествует обручение, которое Таинством не является. Но во время обручения есть принципиальный момент, когда священник спрашивает у жениха и невесты: "Имеешь ли ты свободную волю взять в жены (или мужья) такую-то (или такого-то)?" Это очень важно, что учитывается свобода "произволения", что нет места принуждению или каким-то иным мотивам и что свобода выбора жениха и невесты фиксируется в ходе Таинства Венчания. После согласия происходит собственно обручение, когда священник выносит из алтаря освященные кольца и надевает кольцо невесты на палец жениху, а кольцо жениха на палец невесты, и они потом обмениваются ими.

    Выбор второй половины был тоже ответственным и важным шагом. О счастливом замужестве или женитьбе молились. Например, обращаясь к святителю Николаю Чудотворцу, святой  великомученице Екатерине, святому апостолу Андрею Первозванному, святой Параскеве Пятнице, святым благоверным Петру и Февронии, святой блаженной Ксении Петербургской, святой блаженной Матроне Московской, перед иконами Богородицы "Феодоровская", "Козельщанская", "Остробрамская", "Неувядаемый цвет".

    А Молитвословы приводят такой текст молитвы о замужестве:

    Молитва девицы о замужестве

    О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой.

    Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю.

    Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Поделиться