"Потребительские привычки половины россиян можно назвать экологичными: натуральность товаров, то есть без консервантов, красителей и другой "химии", при покупке ценят 53 процента респондентов, учитывают пользу для здоровья 50 процентов, доверяют продуктам местных отечественных производителей 51 процент, - приводит данные опроса населения Тимур Аймалетдинов.
Между тем, отмечается в исследовании НАФИ, 13-16 процентов россиян отличаются осознанным потреблением, то есть избегают "пластиковых" помидоров и яблок, консервированных продуктов, ищут на упаковках пометки "био", "эко", "без ГМО" или "органик", а также лучше реагируют на еду в простой минималистичной экологичной упаковке. Почти треть опрошенных респондентов ищут сезонные и фермерские продукты.
Интересно, что продовольствие с пометками "био", "эко", "органик" чаще всего покупают люди в возрасте от 18 до 24 лет. Молодежь, по мнению аналитиков, более просвещенная в вопросах здорового питания, к тому же чаще путешествует по европейским странам, где видит примеры экологического поведения населения - от раздельной сортировки мусора до покупки продуктов на популярных фермерских базарах или в специализированных секциях гипермаркетов.
Категории "фермерские продукты" и "сезонные продукты" больше востребованы среди 45-59-летних россиян, работающих пенсионеров и домохозяек, а продукты "без химии" привлекают опрошенных от 25 до 44 лет. Наименьший интерес к натуральным, экологичным и более дорогим продуктам проявляют неработающие пенсионеры, экономящие каждую копейку.
То, что в России сегодня более 15 миллионов потребителей голосуют кошельком за экологические продукты питания, подтверждает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "С одной стороны, растет сеть магазинов дискаунтеров с низкими ценами и агрессивными промо-мероприятиями и скидками, где покупатель с невысокими доходами может приобрести товары безопасного качества по низким ценам. С другой - растет интерес населения, включая даже такую социально незащищенную группу, как пенсионеры, к свежим мясным и молочным продуктам местного производства из фермерских хозяйств, от белорусских поставщиков, из хозяйств при монастырях, а также к ярмаркам, на которых можно купить свежие и сушеные фрукты, мед и так далее", - рассказывает эксперт.
Также растет интерес к специализированным магазинам малых форматов - молочным, мясным, рыбным, пекарням и кондитерским, говорит он. "При этом один и тот же потребитель может покупать для себя более дешевую продукцию в магазинах, ориентированных на низкие цены, а детям, для гостей и торжественных случаев приобретать более дорогую и свежую фермерскую продукцию, - продолжает Михаил Бурмистров. - Ряд потребителей разделяют магазины по товарным категориям: например, мясо покупают в специализированных мясных фермерских магазинах, а колбасные изделия - в дискаунтерах".
Минус еще в том, что 40 процентов россиян, по данным исследований "Infoline-Аналитики", до сих пор не читают данные о составе продуктов на этикетках и искренне уверены в том, что перед ними натуральные сыр или колбаса, а не сырный и колбасный "продукт".
Между тем в НАФИ обращают внимание на то, что при производстве и продаже продуктов с пометками "био", "эко", "без ГМО", "без усилителя вкуса" в отличие от других стран у нас не требуется подтверждения достоверности информации и обязательной сертификации.
Зачастую пометки используются как обычный рекламный, то есть маркетинговый ход, а некоторые крупные производители для убедительности ссылаются на принадлежащие им научно-исследовательские институты. "Нормативов для экологичных продуктов нет, а раз так, нет и контроля, возникают условия для злоупотреблений", - говорит Тимур Аймалетдинов.
Случаи, когда продукты с пометкой "био" и без нее продаются по одинаковой цене, должны изначально навести покупателя на размышления о недостоверности этикетки или рекламной акции. По мнению Михаила Бурмистрова, перед производителями и торговцами сегодня стоит задача о правильном соотношении цены и потребительских свойств безопасной, натуральной или экологичной продукции. "Пока такое соотношение не соблюдается", - говорит собеседник "РГ".
Что касается исследования НАФИ, то реже всего потребители пока смотрят на экологичность одежды и обуви. С одной стороны, не сформировалось отношение к тому, насколько вредными могут быть ткани, краски, фурнитура, из которых производятся эти виды товаров. С другой - за натуральную одежду и обувь приходится в разы больше платить, так что для многих это не актуально, поясняют авторы исследования.
Распределение ответов россиян на вопрос, "насколько для вас важно, что производство и эксплуатация покупаемого вами товара наносит минимальный ущерб окружающей среде?" показало низкие результаты. При этом большинство потребителей не готовы доплачивать за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции (61-71 процент).
Покупаем местное
На востребованность россиянами продуктов местных производителей указывает и новое глобальное исследование международной аналитической компании Nielsen о потребительских вкусах и торговых марках.
"Почти 70 процентов россиян предпочитают продукты локального производства в категориях молоко, йогурт, соки, фрукты и овощи, мясо и морепродукты, детское питание, а также мороженое", - перечисляется в исследовании.
В этом же ряду газировка и безалкогольные напитки (48 процентов), шоколад (46 процентов), печенье (61 процент), питьевая вода (61 процент), готовые завтраки (44 процента), лапша быстрого приготовления и рис (38 процентов), консервированные овощи и томаты (57 процентов).
15 миллионов потребителей в России сегодня голосуют кошельком за экологические продукты питания, подсчитали эксперты