12.05.2016 10:05

Ученые объяснили, как вирус Зика "пожирает" мозг нерожденных детей

Ученые из медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе и медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего совершили прорыв в понимании того, как вирус Зика провоцирует развитие врожденных дефектов у детей.

Они представили модель передачи инфекции от беременной мыши к плоду и показали, как вирус атакует его нервные клетки. Результаты экспериментов опубликованы в журналах Nature и  Cell.

Сначала исследователи проанализировали распространение вируса в организме беременных мышей, у которых была нарушена работа иммунной системы. Оказалось, что Зика заражает плаценту и накапливался в ней. Концентрация вирусных частиц там была в тысячу раз больше, чем в крови матери. Далее инфекция проникала в клетки внешней оболочки зародыша и кровеносные сосуды.

У мышат наблюдалась микроцефалия, повреждение нейронов. Ученые полагают, что вирус активизирует защитную реакцию организма. Однако запущенные иммунные процессы нарушают активность генов, необходимых для развития мозга плода.

Главный вывод исследователей: вирус Зика атакует мозг зародыша, вызывая в нем необратимые изменения. Он приводит к гибели нервных клеток, уменьшению размеров головы плода и общей задержке роста.

Кроме того, ученые проводили эксперименты "в пробирке" с человеческими тканями. Инфекция также замедляла их рост и разрушала клетки коры головного мозга.

Результаты этих работ могут быть использованы при разработке вакцин для беременных и противовирусных препаратов.

Вирус Зика был впервые выделен в 1947 году из макак-резусов в лесу Зика Уганды. В 1968 году был впервые найден у людей в Нигерии. А в 2007 году вирус двинулся на восток через Тихий океан, к 2015 году достиг Южной и Центральной Америк. Главные переносчики - комары. Симптомы болезни у взрослого - незначительные головные боли, общее недомогание, лихорадка, зудящая сыпь на коже. Заражение лихорадкой Зика женщин в первые 3-4 месяца беременности приводит к аномалиям развития плода.