Это экранизация популярной в мире сказки Роальда Даля о длинном тощем великане, который темной ночью украл близорукую Софи из сиротского дома и унес через темные леса в Страну Великанов - как выяснится, еще более огромных и очень злых. Зачем унес - нам не объяснят, но ведь и героиню "Волшебника Страны Оз" смерч унес не зачем-нибудь, а просто так. Иначе не будет сказки. Даль эту книгу написал в 1982 году, а Софи - его любимая героиня, он считал ее своей внучкой.
Как в любой литературе, и особенно - сказочной, решающую роль играет язык автора, его интонация и манера изъясняться его героев, все эти (в русском переводе) тигродилы и зебропотамы. Не случайно в пресс-релизе фильма есть специальный словарик языка Гоббльфанков, который Даль придумал для своих гигантов. Например, "крикети-кракети" - это стук клацающих костей, а слово "человек" на этом языке звучит как "съедобные бобы". Даже для телевизора здесь есть специальное и очень подходящее ему словцо: телли-телли банкам бокс. Такой словарик хорошо читается на бумаге, но может представить трудности для восприятия на слух - это тревожило продюсеров фильма, но то, как произносит словесные загогулины Марк Райлэнс, их полностью успокоило. Изобретенный язык веселит, и он тоже сообщает действу озорство - ту самую игровую природу, которая в сказке так ценится. Книжка вообще написана замечательно, причем ее основа - не события, коих как раз маловато, а именно азартная игра в слова. Ее диалоги - главное и самое очаровательное, что в ней есть.
Но в кино главное - все-таки действие. Которого, повторяю, в сюжете мало. На что ориентировался Спилберг?
Он этой сказкой был очарован давно. И прежде всего ее юмором, который сообщает свет самым пугающим ситуациям: "Это очень характерно для Даля - сочетание тьмы и света, - объясняет режиссер. - Такая комбинация типична и для традиции фильмов Диснея - особенно ранних: "Дамбо", "Белоснежка и семь гномов", "Фантазия", "Золушка". Все одновременно страшно и очистительно, и при этом способно преподать урок - вот что замечательно в книгах Даля и что побудило меня снять картину по его книге".
Кроме того, адепта семейных ценностей привлекло сближение двух душ, так одиноких в этом мире: сиротки Софи и великана БДВ, который в кругу кряжистых гигантов своего рода интеллектуал-диссидент. И пока они спят вповалку среди скал, он обустроил свой просторный дом, отгородил водопадом подобие лаборатории и научился генерировать грезы - Софи не случайно почувствовала в нем родственную душу и не так чтобы очень испугалась.
Добавьте замечательную работу художников картины, изобретательно придуманное великаново жилище, которое интересно рассматривать, все эти высокие пещерные технологии - рычаги и шкивы, управляющие водопадами - все это можно смотреть, разинув рот.
Прелестен игрушечный городок, где до похищения жила Софи, - с его гвалтливыми пабами и пустыми ночными улицами. Восхитителен процесс путешествия великана с Софи через горы-долы-моря-окияны. Прелестен подводный Мир грез - своего рода Зазеркалье. Симпатична дебютантка Руби Барнхилл в роли самостоятельной Софи, которую совсем не пугает разница в размерах - не боится же огромных хозяев наш храбрый домашний котенок! И, наконец, неотразим Марк Райлэнс, после триумфа в фильме "Шпионский мост" - в роли длинного, ушастого и вовсе не страшного, а скорее трогательного БДВ с прозрачными, как озера, очами.
Это все ввергает зрителей в сантименты, и, вероятно, картину больше полюбят девочки, девушки и вообще особы прекрасного пола. На сантиментах она и держится - напомню, что событий здесь не так много, а рассматривать и умиляться долго невозможно: из взятого штурмом зала довольно быстро стали уходить.
Технически фильм сделан безупречно, но трюки скорее восхищают эстетикой Лего, чем захватывают. Очаровательны сцены у Королевы (смешная Пенелопа Уилтон). Но в целом, признаться, скучновато - при всей динамике картинок кажется, что ты попал в разреженное пространство, где время течет медленнее и иногда засыпает совсем. Формально картина очень хороша, но успеха, который когда-то сопутствовал явлению спилбергова "Инопланетянина", думаю, не будет. Зато она совершенно точно заставит всех, от мала до велика, прочитать сказку Даля.
Кстати, "Инопланетянин" - ровесник "БДВ": он тоже родился в счастливом 1982 году.
Стивен Спилберг:
-Я вернулся к тому, что всегда любил делать, - снимать истории, целиком рожденные воображением. Когда я снимаю исторический фильм, фантазию отставляю в сторону - чтобы быть верным истории. Поэтому там мало воображения - в игре актеров, в планировании правильных ракурсов камеры, чтобы как-то расцветить рассказ. А вот в "Большом добром великане" - никаких барьеров, они исчезли. В момент, когда я узнал об этом проекте, какой-то голос мне шепнул на ухо: "Неужели мечта сбудется, и все сойдется, и я стану режиссером этой картины?"
Между тем
Журнал Hollywood Reporter предложил своим авторам выстроить рейтинг фильмов, награжденных в Канне "Золотой пальмовой ветвью" за все 69 фестивалей. Единственный фильм из России, получивший эту высшую награду, "Летят журавли", занял 6-е место, ему уступили многие прославленные шедевры. На первом месте, по мнению журнала, - "Леопард" Лукино Висконти, за ним следуют "Сладкая жизнь" Федерико Феллини, "Таксист" Мартина Скорсезе, "Блоу-ап" Микеланджело Антониони, "Шербурские зонтики" Жака Деми, "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Виридиана" Луиса Бунюэля, "Разговор" Фрэнсиса Форда Копполы, "Вкус вишни" Аббаса Киаростами, "Кагемуша" Акиры Куросавы. Любимая в России "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера заняла только 57-е место, на последнем, 69-м - "Благие намерения" Билли Аугуста. Спорно, но интересно, и в любом случае напомнит любителям кино, что из упущенного нужно срочно посмотреть.