16.05.2016 15:48
    Поделиться

    На Каннском фестивале появился рейтинг фаворитов

    Каннский фестиваль задаст работу нашим прокатчикам: боюсь, им опять придется все "неудачные" названия переделывать в "кассовые". Ну что такое "Я - Даниэль Блэйк",  или "Патерсон", или "Тони Эрдманн", кто на это клюнет? Но за этими тремя названиями таятся лучшие, на данный момент, фильмы каннского конкурса. О первых двух я уже писал, поговорим о третьем, вызвавшем в зале овации и пока возглавляющем критические рейтинги.

    Комедия-драма "Тони Эрдманн" - третий фильм берлинского режиссера Марен Аде. В мировом кино, где придумать что-то новое, кажется, уже невозможно, она сумела предложить свою нишу, свой ракурс и свой оригинальный стиль кинорассказа. Это история отношений 30-летней дочери Инес и ее отца Винфрида - вдовца и отставного учителя музыки, жизнь которого становится все более скудной: от него ушел последний ученик, только что умер любимый пес, а дочь слишком занята карьерой, чтобы уделять ему внимание. Звезда немецкого кино Сандра Хюллер играет типичную современную бизнесвумен в строгом деловом костюме, умеющую прятать за дежурной улыбкой любые свои эмоции и болячки; австрийский театральный актер Петер Симонишек - выходящую в тираж богему, художественную натуру в пору ее последних конвульсий. Его герой с грустью наблюдает, как одна за другой обрываются все дорогие ему связи - человеческие и семейные. И когда Инес, менеджер крупной нефтяной компании, летит на переговоры в Бухарест, Винфрид отправляется вслед за нею и нежданно является на эти деловые встречи в облике эксцентричного субъекта в жутком парике и с накладными зубами. Так на свет явится не существующий в природе Тони Эрдманн, он поставит деловые связи дочки на грань скандала и сорвет ей весь бизнес-план.

    Фильм снят ручной камерой без чистовой переозвучки - звучат натуральные диалоги, за кадром слышны натуральные шумы, и нет ни такта закадровой музыки. От датской "Догмы" режиссерский стиль Аде отличает полное отсутствие нарочитости и кинематографического кокетства - все безукоризненно органично, а мы здесь просто присутствуем, и нам почему-то очень интересно: почти три часа действия протекают как миг.

    Это какая-то новая ступень кинематографической достоверности: она обеспечила фильму полную непредсказуемость, хотя вовсе не исключает, а наоборот, органически включает в себя и эксцентриаду, и комические ситуации, и даже "концертный номер" The Greatest Love of All из репертуара Селин Дион, который исполняет на грани нервного срыва Инес - исполняет, надо сказать, шикарно. Здесь ничто не кажется надуманным и лишним: каждый поворот событий, любые выплески эмоций и парадоксы поведения героев, любая клоунада - все проистекает из заявленных фильмом характеров, из типичной ныне житейской ситуации, когда люди чувствуют себя загнанными в угол, не видят выхода, но пытаются "сохранять лицо".

    Это по-своему "антифеминистский" фильм, он дает срез современного буржуазного общества с его растущей разобщенностью даже самых близких людей, с неизбежной "роботизацией" чувств и нравов. Героиня Сандры Хюллер уже очень далеко зашла в своем эмансипированном образе жизни, и даже ее любовные отношения сводятся к механическому и довольно циничному сексу, где партнер используется только в качестве машины для удовлетворения сиюминутной потребности (временами картина кажется актом страшной мести мужской половине человечества). В самой Инес тоже зреет какой-то бунт, который может привести к сумасбродным выходкам наподобие "голой вечеринки" - одного из самых отчаянных и психологически важных эпизодов картины. Инес уже вполне готова порвать с этой жизнью, и отец, на этот раз явившийся в образе курьезного, обросшего длинной шерстью болгарского монстра "кукери", просто преподает дочке очередной урок, возвращая ее из замороженного мира иссушающих "интересов бизнеса" к нормальному женскому естеству.

    "Тони Эрдман", вместе с фильмами "Патерсон" и "Я - Даниэль Блэйк", пока входит в первую тройку главных претендентов на каннские призы.

    Поделиться