От этой встречи по большому счету никто не ждал прорыва, хотя некоторые ее участники заранее нагнетали обстановку, назвав предстоящие переговоры "решающими" для установления мира. В Вене шла речь в основном о практических вопросах - как сделать режим прекращения боевых действий устойчивым, обеспечить гарантии безопасности для гуманитарных конвоев в Сирии. Ситуация в регионе остается хрупкой: ежедневно российский центр по примирению враждующих сторон и аналогичный американский центр в Аммане фиксируют нарушения перемирия ( с 80 процентов уровень насилия в Сирии уменьшился до 50 процентов, считает спецпредставитель ООН по Сирии де Мистура - от ред.).
"Приоритетом должен стать мир", - заявил на пресс-конференции по итогам заседания Международной группы поддержки Сирии госсекретарь Джон Керри. По его словам, "все страны региона, и те которые поддерживают официальный Дамаск, и те которые выступают против него, согласились в Вене на некие "базовые рамки", необходимые для реализации конечной цели. "Мы договорились трансформировать режим прекращения огня в соглашение о перемирии. Те же силы, кто будет нарушать эти договоренности, будут исключены из режима прекращении огня", - сообщил об итогах встречи по Сирии глава американской дипломатии. "Я разделяю те оценки, которые мы услышали от г-на Керри", - в свою очередь прокомментировал принятое в Вене коммюнике Лавров. Он назвал очень важным "подтверждение в полном объеме той базы, на которой зиждется работа по урегулированию ситуации в Сирии - резолюций Совета безопасности ООН и ранее принятых решений Международной группы поддержки Сирии".
По словам Лаврова, "уровень насилия в Сирии существенно снизился, гуманитарный доступ к пострадавшим районам улучшился, а в рамках политического процесса есть заделы для проведения очередной встречи в Женеве между оппозицией и представителями официального Дамаска". "В Сирии есть дополнительное движение вперед, оно пока на бумаге, но мы будем добиваться, чтобы все договоренности воплотились на земле", - добавил российский министр.
В ночь с понедельника на вторник по итогам встречи с госсекретарем США Джоном Керри глава российского внешнеполитического ведомства подтвердил: Вашингтон взял на себя "повышенные", как выразился Лавров, обязательства по работе с оппозицией и "теми зарубежными партнерами, которые эту оппозицию поддерживают". Глава МИД РФ осторожно заметил, что Москва и Вашингтон наметили конкретные шаги, необходимые для выполнения ранее принятых в формате Международной группы решений. Но рамочная декларация, которая, как предположил российский министр, будет принята в Вене, отразит лишь политическую волю участников заседания. Тогда как практическая реализация намеченных задач остается за полевыми командирами. Впрочем, даже политический сигнал со стороны западных и арабских держав о необходимости и дальше соблюдать режим прекращения огня в Сирии на данном этапе чрезвычайно важен.
На встрече в Вене обсуждалась возможность формирования в САР переходного правительства и возможные сроки его создания. Для такого шага, по словам министра иностранных дел Германии Франка Вальтера Штайнмайера, "была намечена основа". Но в итоговом документе, обсуждаемом Международной группой поддержки Сирии, о дальнейшей судьбе президента Башара Асада не упоминается. Это вполне вписывающийся в логику венского заседания компромисс. В целом итоговый документ, подготовленный Международной группой поддержки Сирии, обеспечивает дипломатическую поддержку проблем урегулирования - фиксирует перечень мер по поддержанию режима прекращения боевых действий и намечает шаги для решения гуманитарных вопросов. В этой части конкретики существенно больше, чем в рамочных рассуждениях о необходимости перемен в управлении Сирией. Впрочем, "игнорирование" будущего Асада выглядело прогнозируемым: судьба нынешнего сирийского руководства обсуждается на женевской площадке в ходе переговоров оппозиции и официального Дамаска. Так что любые попытки внешних игроков демонстративно навязать свои взгляды по этому вопросу в Вене превратили бы мирную и достаточно конструктивную конференцию в поле брани в буквальном смысле этого слова. Поэтому участники встречи по Сирии не углублялись в детали будущей политической конфигурации республики, ограничившись проработкой практических вопросов урегулирования.
Основные контуры итогового заявления Международной группы поддержки Сирии были намечены еще в понедельник на встрече Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри. Перед ее началом глава российского внешнеполитического ведомства на ходу бросил журналистам: "Позиция России чистая и честная, нам нечего стесняться". На переговоры с Керри министр пришел после общения с представителями московской, каирской и хмеймимской оппозиционных групп. Состоявшуюся с ними беседу Лавров назвал полезной, пошутив, что Москва "готова ждать объединения оппозиции Сирии потихоньку, если так хотят ее представители".
Российский министр не скрывал и того, о чем договорился с американским коллегой.
Во-первых, Москва и Вашингтон считают необходимым послать оппозиционным силам Сирии, которые выдвигают ультиматумы и пытаются формулировать предварительные условия, "сильный сигнал", чтобы заставить их отказаться от этой практики.
Во-вторых, обсуждались три направления совместной с американцами деятельности в Сирии для прекращения боевых действий и расширения гуманитарного доступа в заблокированные районы. Лавров и Керри согласились с необходимостью перекрыть каналы подпитки террористов, прежде всего - через сирийско-турецкую границу. "Мы почувствовали, что наши американские коллеги понимают важность четкого выполнения всех соглашений, включая присутствие представителей оппозиции на переговорах с делегацией сирийского правительства", - прокомментировал состоявшуюся с Керри беседу российский министр.
Характерно, что, сообщив журналистам ключевые детали беседы с госсекретарем, Лавров не упомянул о том, обсуждалось ли с Керри выполнение Минских соглашений по Украине. Видимо, главы внешнеполитических ведомств России и США не захотели тратить время на дискуссии по этому поводу, когда предметно обсуждать собственно было нечего - "мяч" уже длительное время находится на стороне Киева. Поэтому Лавров и Керри сосредоточились в первую очередь на сирийском урегулировании, где Москва и Вашингтон на данном этапе действуют согласованно.
По мнению спецпосланника КНР по Сирии Се Сяояня, всем участникам Международной группы поддержки Сирии даже в нынешний решающий момент переговоров следует быть терпеливыми. И проявлять выдержку, к каким бы необдуманным, радикальным шагам в отношении Дамаска не призывали на заседании в Вене отдельные, заинтересованные в реализации собственных политических амбиций, страны.
Между тем
В столице Австрии завершились переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию с участием руководителей МИД стран - сопредседателей контактной группы - США, России и Франции.
Впервые с момента возобновления вооруженного противостояния в Нагорном Карабахе на этой встрече присутствовали (и сидели за одним столом - от ред.) президенты Армении и Азербайджана. Свести на переговорах лидеров враждующих государств было непросто. Перед началом общей дискуссии азербайджанский президент Ильхам Алиев беседовал за закрытыми дверями с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини и госсекретарем Джоном Керри. Чуть ранее с ними же обсуждал сложившуюся в регионе ситуацию армянский лидер Серж Саргсян. В ночь с понедельника на вторник Лавров сообщил журналистам: участники встречи по Нагорному Карабаху "договорились, и об этом будет сказано в совместном заявлении стран-сопредседателей, добиваться соблюдения перемирия в том виде, в котором это соглашение действовало еще в 1994-1995 годах". Помимо прекращения огня, в принятом сопредседателями контактной группы заявлении говорится о шагах ОБСЕ, которые позволят "расследовать инциденты на линии соприкосновения и помогут решать проблему пропавших без вести".
В июне главы Армении и Азербайджана согласуют время и место следующей встречи, на которой, по словам российского министра, продолжится обсуждение параметров полного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Однако, в нынешней достаточно напряженной ситуации, сложившейся между Баку и Ереваном, действовать международным посредникам придется поэтапно, в расчете, что "армянские и азербайджанские переговорщики будут формулировать допустимые компромиссы".