Железнодорожники добавили летние электрички в этом году еще в марте. Чем они порадуют, а чем огорчат московских дачников предстоящим летом? Об этом "РГ" рассказал генеральный директор Центральной пригородной пассажирской компании Михаил Хромов.
- Михаил Борисович, скоро 5 млн дачников столицы ежедневно или, по крайней мере, каждые выходные будут ездить на дачу. Большинство из них - вашими поездами. Что их ожидает? Поездка с комфортом или придётся стоять часа два в проходе?
Михаил Хромов: Мы эти летом надеемся порадовать наших пассажиров совершенно новыми электричками ЭП2Д. Более комфортабельные, лучше приспособленные для маломобильных пассажиров, первые из них появятся уже этим летом. Всего же в этом году предполагаем купить 13 таких составов. Они будут работать на Киевском, Белорусском, Рижском и Курском направлениях. Что касается расписания, то оно стало более удобным еще с прошлого года. Большую часть дачных электричек мы пустили в вечерние часы - по пятницам в область, по воскресеньям, когда народ возвращается с дач, в Москву.
Чтобы не было давки, ввели больше так называемых "сбрасывающих поездов" - когда за 5-7 минут до отправления дальней электрички идет состав до ближайшей узловой станции. Им и уезжает большая часть пассажиров, которые живут в 20-км зоне от Москвы. И на более дальние расстояния пассажиры едут уже относительно свободно. Будем продолжать "прореживать" расписание и дальше. Но поскольку пропускная способность основных направлений практически исчерпана, кардинальные улучшения наступят лишь после завершения строительства дополнительных главных путей. Этим занимается ОАО "РЖД". (В 2017-2018 гг запланирован запуск вторых главных путей на Ярославском и Горьковском направлениях, затем на Казанском и Курском).
- Дополнительные пути - дело хорошее. Но пока их строительство приносит пассажирам массу неудобств. Например, на Ленинградском направлении из-за него то и дело отменяются электрички. Начались работы на Горьковском направлении. Пассажиров там тоже теперь ожидают бесконечные "окна"?
Михаил Хромов: Изменения в расписании, конечно, будут. Но сделано уже многое, поэтому больших пауз в движении не предвидится. А вот 2-3 часовые перерывы днем на всех направлениях останутся - нет технологической возможности отказаться от них.
- В прошлом году многие пассажиры даже в новых электричках задыхались от жары. В этом будет то же самое?
Михаил Хромов: Большей частью люди жаловались, наоборот, на холод - он не рассеивался равномерно по вагону, а дуло ледяным потоком из мест, где стоят калориферы. Вместе с Демиховским заводом - производителем новых вагонов, работаем над устранением этой проблемы. Душно же часто бывает на начальной станции. Дело в том, что поезд подается за 10 минут до отправления и климат-система просто не успевает за это время остудить салон. Пассажиры входят, чувствуют, что душно, начинают открывать форточки, что сводит на нет весь климат-контроль. Он, кстати, зависит и от бригады, работающей в поезде. У нас по климату жесткие регламенты, а машинисты РЖД иногда допускали нарушения. Но в последнее время и в РЖД стали остро реагировать на такие жалобы. Поэтому если где-то возникают проблемы, нужно писать жалобу с указанием конкретного поезда и вагона, потому что других источников информации о том, что что-то не работает в пути, у нас нет. Тогда будет меньше обобщений "у вас душно" или "у вас грязно".
- А когда все поезда будут с кондиционерами?
Михаил Хромов: У нас около 400 поездов, ежегодно обновляем примерно по 20. На замену всех нужно 150 млрд рублей. Поэтому потребуется время.
- А с интернетом? В этом году планируете оборудовать 65 поездов…
Михаил Хромов: С июня на маршруты выйдут первые поезда с wi-fi доступом. Постепенно будем подключать все остальные. Кроме того, собираемся существенно изменить работу с соцсетями, чтобы через них передавать самую оперативную информацию о сбоях в расписании. Сейчас у нас во всех сетях не больше 20 тысяч подписчиков - это капля в море.
- Пассажирам приходится терпеть орды скачущих по вагонам "зайцев"...
Михаил Хромов: По нашим подсчетам, за последние несколько лет их количество с 30% уменьшилось до 10-15%. Сказалось появление сотрудников частных охранных предприятий. Да и другими они стали, зайцы. Они больше сбиваются в стаи и носятся табунами, а за ними такими же табунами бегают кассиры и сотрудники охранных предприятий…
- Догоняют?
Михаил Хромов: Конечно, их задача - пассажир должен оплатить проезд. К тому же теперь и штрафы за безбилетный проезд берут в пятидесятикратном размере от стоимости проезда по одной зоне. Например, в Подмосковье зона стоит 20,5 руб., значит, штраф - 1025 руб. Мы уже выписали более 4000 штрафов, выиграли более 40 судов.
- А почему вы так жестко ведете себя с теми, кто и хотел бы заплатить, но не успел купить проездной из-за огромной очереди на станции? Стоимость билета на выход достигает 200 руб.
Михаил Хромов: Если честно, я не понимаю, в чем проблема - купить билет заранее. У нас постоянно расширяется число каналов продаж, диких очередей в кассы давно нет. На многих станциях за очередями следят видеокамеры. Если где-то постоянно возникает десятиминутная очередь, мы работаем точечно: ставим либо дополнительные модули, либо автоматы. Другое дело, что те же пассажиры ведут себя по отношению к ним как вандалы - ломают ломами, курочат. Планируем в этом году доделать приложение для онлайн-покупки билетов, тогда будет еще проще купить билет.
- В этом году вы закрываете турникетами еще 17 станций. Читатели жалуются, что, например, в Нахабино и так все подолгу выходят через узкий мост с платформ, а теперь еще и турникеты ставят…
Михаил Хромов: Прежде чем "посадить" турникетный комплекс, мы предметно моделируем ситуацию, есть специальные программы, которые показывают затруднения, и если где-то образуются пробки, ищем другие решения. Кроме того, никто не отменял обязательного режима "антипаника", когда по нажатию кнопки распахиваются все створки турникетов. Например, у нас зарежимлена платформа Отдых. Говорили, что после того, как появятся турникеты, пассажиры будут ломать там ноги и руки. Но на самом деле эту "антипанику" мы включали всего раз, когда начался ливень и все разом хлынули на платформу. В любом случае, обещаю: если вдруг поймем, что ошиблись в расчетах, все демонтируем, но коллапса не допустим.