"Люди Икс: Апокалипсис": очередное масштабное побоище супергероев

Самый долгоиграющий из ныне здравствующих киносериал про супергероев два года назад эффектным темпоральным финтом окончательно омолодил состав, избавившись от постаревших Иэна МакКеллена и Патрика Стюарта (хотя последний уже намекнул, что еще сверкнет разок своей знаменитой лысиной). События девятого эпизода происходят через 10 лет после "Дней минувшего будущего" в измененной Логаном вселенной, где Стражи никого не ловят и все живы-здоровы.

Условная идиллия в отношениях между людьми и мутантами нарушается, когда Мойра Мактаггерт по идиотской случайности пробуждает Древнее Зло в синем лице первого из "иксов" - сверхмогучего Эн Сабах Нура, за вредность заточенного в пирамиде под землей. Экс-глава Египта, прогулявшись по Каиру и по-колдунски пощелкав каналы в телевизоре, понял, что человечество совсем от рук отбилось, и надо что-то делать. План его прост. Первое - найти четырех подручных. Второе - учинить на планете генеральную уборку, выкинув все ненужное (читай: все, что без спроса натворили людишки).

И если второй пункт выполняется тщательно и с размахом благодаря потрясающей красоты спецэффектам, то зачем вообще нужен первый, не очень-то понятно. Мало того, что трое из квартета приспешников - довольно бестолковая ребятня, практической пользы своему вожаку вообще не приносящая. Мало того, что в совокупности у них едва ли наберется полстраницы текста, а большую часть фильма расфуфыренная команда плохишей безмолвно позирует, как будто они только что записали самый концептуальный альбом года, и сейчас их будут фотографировать на обложку. Сам Апокалипсис являет собой одно большое клише под названием "большой злой дядя, который всех ненавидит, потому что он злой". Так что исполняющему зачем-то его роль Оскару Айзеку только и остается, что корчить два с половиной часа одну и ту же надменную гримасу, прея в массивных доспехах.

Положительные "Люди Икс" от антагонистов в лучшую сторону не отличаются. Но там хотя бы есть Эван "Ртуть" Питерс, которому предоставили шикарнейшую сцену с пробежкой по особняку Ксавье в рапиде под Eurythmics. В актив можно занести и мимолетный сольный выход Хью Джекмана с кучей разрубленных трупов. На этом, пожалуй, все. Прочие побочные сюжетные коллизии сводятся, в основном, к банальным любовным историям, что относится в том числе к новому витку в отношениях Чарльза Ксавье и склонного к перемене, как ветер мая, Магнето. "Снимите вы уже себе номер в гостинице", - так и хочется им посоветовать.

Что касается генеральной линии фильма, то с ней все странно. Казалось бы, коль скоро уж Супермена хлебом не корми, дай Спасителя поизображать, то тут само название располагает к эксплуатации новозаветных аллюзий. Что и происходит, подчас принимая весьма забавные и неоднозначные формы. К примеру, на стороне "добра" выступает мутант с внешностью черта, а на стороне "темных сил" - вполне себе ангел. Сцена "вознесения" также выглядит своеобразно - примерно как в рассказе Роберта Шекли "Битва".

Однако куда больше отсылок в "Апокалипсисе" - почему-то к "Звездным войнам". Персонажи смотрят и обсуждают пятый эпизод, Оливия Манн сжимает в руке световой меч (на самом деле "психическую катану", но объяснять это в фильме никто не считает нужным, и очень уж она похожа на оружие Мейса Винду), даже "вотэтоповорот" имеется, только с противоположной полярностью. Да и твист в финальной схватке навевает кое-какие ассоциации. С чем это связано и зачем нужно - понятно, честно говоря, не вполне.

Если сравнивать - а куда денешься - новых "Людей Икс" с предыдущими блокбастерами текущего года про супергеройские побоища, то "Апокалипсис", конечно, выигрывает у неадекватного "Бэтмена против Супермена". Но "Первому мстителю" проигрывает безнадежно. В основном, из-за недопустимо клишированного по нынешним меркам главзлодея и плоским персонажам, но не только. Отойдя от темы эволюции, сверхчеловека и тому подобного, франшиза вернулась во времена, когда можно было, вооружившись моралью на уровне "без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много", стравливать "белых-пушистых" с нехорошими сущностями. Уже опыт "Дэдпула", существующего в том же мире и собравшего в прокате больше, чем все остальные ее серии, подсказывает, что та славная пора незаметно ушла. И теперь детище Брайана Сингера выглядит всего лишь чудовищно громадным, неповоротливым архаизмом.

3.0