19.05.2016 17:15
    Поделиться

    В Костроме открыли выставку о кинематографической лихорадке

    Необычная выставка, посвященная секретам развития кинематографа в России и некоторым особенностям конкурентной борьбы между владельцами первых кинотеатров, открылась в Костроме.

    Как рассказали на открытии экспозиции представители Государственного архива Костромской области, экспонатами выставки, посвященной Году российского кино, стали уникальные архивные документы, афиши и фотографии, которые удалось спасти после пожара 1982 года, повредившего и уничтожившего около трети единиц хранения.

    История костромского синематографа началась в 19 веке. В городе, где часто проводились ярмарки, на площадях стали появляться первые электробиоскопы. Один из них был установлен на Сусанинской площади Костромы и транслировал короткометражные фильмы познавательного характера. Затем биоскопы начали устанавливать в трактирах и домах, одним из первых стал биоскоп купца Саввы Бархатова, открытый в его гостинице на Павловской улице.

    А в 1910 году другой известный костромской купец Михаил Трофимов попытался открыть первый в Костроме синематограф. Он в течение года писал множество прошений в городскую управу, но, несмотря на выделение участка земли, власти отказывали ему в строительстве из-за несоблюдения техники пожарной безопасности.

    - Городские полицмейстеры возвращали его прошения в связи с тем, что здание было деревянное, располагалось рядом с деревянными Масляными рядами, где освещение было электрическое, и власти города опасались пожаров, - рассказала представитель архива. Лишь после того, как купец сделал в синематографе бетонные перекрытия и оштукатурил стены, ему все же разрешили открыть первый в Костроме синематограф, который получил название "Современный театр".

    После этого между купцами Михаилом Трофимовым и Саввой Бархатовым разгорелась настоящая кинематографическая "бизнес-война".

    - В 1912 году Бархатов прямо напротив синематографа Трофимова строит "Пале-театр", который был намного красивее и современнее. Но отношение к кино у них было разное. Трофимов считал, что кино - это искусство, которое должно отвечать эстетическим и познавательным целям, а Бархатов видел в кино средство пополнения своего капитала, - отметила экскурсовод.

    Костромская "кинематографическая лихорадка" завершилась тем, что в 1915 году Трофимов покинул Кострому и уехал в Москву, где основал одну из первых кинематографических фабрик "Русь", где начали производить отечественные фильмы. До этого кинокартины, поступавшие в костромские кинотеатры, были исключительно иностранного производства - как правило, с французских киностудий братьев Люмьер и братьев Пате.

    С приходом советской власти все зрелищные заведения были национализированы, в том числе и кинофабрика "Русь". В 1933 году Трофимов, оставшийся работать на своей кинофабрике, был арестован, и с тех пор следы о нем в архивах утеряны. Что касается созданного влюбленным в кино Трофимоывм товарищества "Русь", то оно впоследствии было преобразовано в "Союздетфильм", а затем было переименовано в киностудию имени Горького.

    За годы существования на киностудии было создано более 1000 фильмов, ориентированных на самые различные категории отечественных кинозрителей, в том числе такие лидеры отечественного кинопроката как "Тихий Дон", "Офицеры", "А зори здесь тихие", "Пираты ХХ века", "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе", "Печки-лавочки", киносказки "По щучьему велению", "Конек-горбунок" и многие другие.

    После появления в Костроме двух первых синематографов интерес к кино необыкновенно возрос. Бизнес оказался очень прибыльным. Билеты в кино продавались по цене от 1 рубля 75 копеек для учеников до трех рублей для привилегированных зрителей первых рядов. Очень быстро "кинематографическая лихорадка" распространилась по всей губернии. Прошения о разрешении устроить собственные синематографы начали поступать от всех желающих. Среди заявок встречались и весьма курьезные. Так, новые синематографы хотели открыть в крестьянских домах, в сарае в городском парке и множестве других мест. В архивах даже сохранились записки о репертуаре, который новоявленные кинопрокатчики намеревались демонстрировать публике: "Гейша", "Цыгане", "Король на час", "Мадам Пошлость" и другие.

    Некоторые из экспонатов музея уникальны: так, в одном из залов можно найти даже архивные материалы уголовного дела, связанного с преступлением, произошедшим в буфете одного из местных кинотеатров.

    Как отметили представители музея, Кострома не раз становилась площадкой для съемок кинокартин, с начала XX столетия режиссеров привлекал облик города, в котором "строгость храмов и монастырей перекликалась с провинциальной простотой и яркостью ярмарок и трактиров, живописными видами набережных Волги и древних улиц". Здесь полностью или частично были сняты более 30 кинокартин режиссеров Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова, Игоря Таланкина, Александра Прошкина и многих других.

    - Кострома стала основным местом съемок - это один из немногих городов, где сохранились старинные постройки. Кострома является идеальной декорацией для фильмов о провинциальной России, - отмечал в своих воспоминаниях режиссер Владимир Хотиненко.

    Как сообщила "Российской газете" представитель музея Ольга Севостьянова, в ближайшее время в Костроме будет открыт еще один проект, посвященный кино.

    - Это будет уличный бесплатный проект, который будет располагаться в Красных рядах, который можно будет посмотреть абсолютно всем. Он будет показывать фильмы, которые здесь снимали, и место, где проходили съемки, сейчас идет разработка онлайн-карты, где все это можно будет найти, - рассказала она.

    Поделиться