Пилотным регионом для взимания сбора с туристов могут стать Кавминводы. Но не исключено, что налог будут взимать в большинстве курортных территорий страны.
Лев Владимирович, ваше ведомство выступило с инициативой введения курортного сбора в Кавминводах. В каком состоянии эта идея, и как будет администрироваться туристический налог?
Лев Кузнецов: Тема курортного сбора не нова, и Минкавказ не является здесь первооткрывателем. Еще несколько лет назад с такой инициативой выступали, например, в Минфине. Потом, правда, по разным причинам, идея не получила продолжения.
Сейчас совместно с руководством Ставропольского края вернулись к этой теме потому, что с одной стороны, считаем, что это эффективный инструмент для развития курортов Кавминвод, с другой, сумма сбора такова, что он не должен являться ни раздражителем, ни заградительным барьером для доступности курортов.
Конечно, мы изучили практику других стран, потому что система туристических сборов не является уникальной и распространена по всему миру, как в развитых странах - Франции, Италии, Испании, Швейцарии, так и в развивающихся, например, в ОАЭ, Таиланде, Непале. Это весьма распространенный способ пополнить местный бюджет, чтобы поддерживать и развивать инфраструктуру, обеспечивать отдыхающих должным комфортом. Кстати, буквально на днях курортный сбор был введен в Абу-Даби в размере примерно пяти долларов за одну ночь в отеле, независимо от его категории и типа размещения.
Основная цель сбора - максимально содействовать эффективному развитию туристических территорий. Потому что, во-первых, они испытывают повышенную нагрузку на объекты культурного наследия, жилищно-коммунальной сферы, рекреационной среды. Во-вторых, мы понимаем, что сегодня состояние местных бюджетов в некоторых курортных городах критично. И если сегодня не принять меры, которые бы позволили защитить, сохранить, улучшить качество отдыха людей, создать необходимые условия, то турист в конечном итоге проголосует рублем в пользу других курортов. Что мы, кстати, и наблюдали до недавнего времени.
Сейчас, когда возрос турпоток на наши курорты, мы хотим в максимально короткое время привести в порядок наши здравницы, коммунальную сферу, сопутствующую инфраструктуру, чтобы еще больше повысить их привлекательность и конкурентоспособность.
А вы не боитесь, что это вызовет обратный эффект? Мы много общались с экспертами, да и обычными туристами на тему сбора. Основных мыслей две. Первая: сначала необходимо создать условия для повышенной комфортности отдыха людей, чтобы они понимали, за что и на что с них собирают деньги. Например, различные сборы в Италии, Испании и на Мальдивах вопросов не вызывают. А у нас во многих регионах даже пляжи не чистят, при этом деньги за пользование пляжами - за те же лежаки, навесы от солнца - взимают. Мысль вторая: подобные инициативы в стране уже реализовывались, но не имели успеха. Затраты на администрирование сбора по сумме были равносильны самому сбору. Кстати, какой в итоге будет сумма налога?
Лев Кузнецов: Начну с цифр. Размер платы за пользование курортной инфраструктурой может составить от 0 до 150 рублей за одни сутки пребывания. Важно, что в соответствующем законопроекте, который мы планируем внести в Госдуму летом этого года, указано, что решение о том, вводить или не вводить курортный сбор отдается, как право, регионам. То есть местные власти должны самостоятельно оценить свои возможности и принять решение. Федеральная власть никому ничего не навязывает.
Второе, если перевести сумму сбора, скажем, в евро, то при сегодняшнем курсе это в пределах 2 евро. Мы знаем, что в ряде стран сумма сбора значительно выше.
Да, но большинство российских туристов зарплату получает в рублях.
Лев Кузнецов: При этом платит сбор в валюте, отдыхая на заграничных курортах. Конечно, это касается не всех туристов. Я ведь не случайно упомянул, что размер курортного сбора может быть равен нулю, потому что законопроектом определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты за пользование курортной инфраструктурой. Это дети до 18 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, ветераны, герои СССР, России, социалистического труда, чернобыльцы, а также те, кто приехал в регион учиться или работать. Кроме того, Ставропольский край по своему усмотрению сможет ввести дополнительные льготные категории граждан.
Еще раз подчеркну, сколько платить остальным категориям отдыхающих, решать региону. Здесь главное помнить, что надо, во-первых, обеспечить устойчивый турпоток. А, во-вторых, сделать так, чтобы турист захотел вернуться на курорт, да еще и рекомендовал его своим знакомым, друзьям, родственникам.
Важный момент в законопроекте: у сбора должен быть строго целевой характер. Я понимаю беспокойство и сомнения людей. Поэтому задача - прописать в законе не просто пополнение местных бюджетов, а определить конкретные защищенные статьи, по которым денежные средства могут расходоваться. И конечно, сделать эти расходы максимально прозрачными, легко поддающимися контролю со стороны общества.
Кто будет агентом по сбору этого налога?
Лев Кузнецов: Мы предварительно обсудили вопрос с налоговой службой. Сегодня есть соответствующие программные ресурсы, которые позволяют видеть деньги, оплаченные потребителем в каком-либо месте общественного питания или в магазине, всю бухгалтерскую проводку и ее отражение в соответствующих системах учета. Обсуждение вопроса с профильными организациями показывает, что администрирование не является проблемным с точки зрения его стоимости.
Что касается физического места сбора, то он будет взиматься в так называемых средствах размещения - гостиницах, домах отдыха, санаториях.
А как же быть с частным сектором? Он и своих-то налогов не платит.
Лев Кузнецов: Это как раз вторая сторона медали. Буквально недавно прошло заседание рабочей группы в рамках подготовки Госсовета по развитию санаторно-курортного комплекса, обсуждался и этот вопрос. И сейчас, считаю, наша задача сделать так, чтобы общественные места размещения в хорошем смысле доминировали, и стали конкурентоспособными.
Что касается индивидуальных мест размещения, так называемых, частников, то надо их легализовать. Мы изучали пример Южного Тироля в Австрии, где развит агротуризм - это когда турист приезжает не сельским хозяйством заниматься, а пожить на ферме и поучаствовать ради интереса, скажем так, в ее жизнедеятельности. И в Австрии такие фермеры, принимающие туристов, объединяются в некоммерческие партнерства, получают определенную господдержку от государства, при этом цивилизованно участвуют во всех процессах, в том числе и в уплате налогов, способствуют развитию территории и делают свой бизнес интересным для потребителя.
Когда реально может быть запущен сбор, и какие регионы могут пойти на это шаг вслед за Ставропольским краем?
Лев Кузнецов: Как я уже сказал, есть задача внести соответствующий законопроект в Госдуму летом этого года. Пока обсуждается вероятность введения сбора в Ставропольском крае, и еще инициативу проявил Крым. В перспективе - это механизм может быть введен в большинстве курортных регионов страны.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".