25.05.2016 12:55
    Поделиться

    На Алтае самка ирбиса с котятами стали жертвами браконьеров

    На территории Республики Алтай самка снежного барса, иначе называемого ирбис, погибла в браконьерской петле, перед этим съев двух своих котят.

    Как рассказал "РГ" старший научный сотрудник Алтайского заповедника Сергей Спицын, вероятнее всего хищница хотела спасти своих детенышей, но в стрессовой ситуации убила их, после чего сама попала в петлю и тоже погибла. Она была известна специалистам заповедника, отслеживающим снежных барсов с помощью фотоловушек, ученые дали ей имя Вита, когда она впервые попала в объектив камеры.

    - Когда-то группировка ирбисов, живущих в дельте реки Аргут в районе горы Белуха, считалась крупнейшей в республике. Но начиная с 80-х браконьеры уничтожали их нещадно. Дошло до того, что в течение нескольких лет мы не видели ни одной особи. Думали, что они исчезли. И вот в 2012 году в объектив фотолувушки попала Вита, а следом за ней самец Крюк - его мы назвали так за характерное пятно на боку. Спустя несколько месяцев камеры снова "поймали" Виту - она была с двумя полугодовалыми котятами. Это была большая радость, надежда на возрождение популяции, - вспоминает Сергей Спицын.

    В конце прошлого года Вита пропала, специалисты надеялись, что она просто нашла себе новое место, ушла из окрестностей Аргута. Но теперь доподлинно известно: вместе с детенышами она попала в силки браконьеров. Спасая потомство, мечась вокруг ловушки, она не рассчитала силу острых клыков.

    Всего за последние годы в аргутской долине насчитали не более 15 особей ирбиса, на территории всего Алтая их едва ли более сорока. Каждая жизнь на счету и спасает зверей лишь жесткое законодательство.

    Если говорить о барсе, леопарде и ряде других редких животных, они защищены: уголовная ответственность сейчас подразумевается не только за отлов, но и за оборот драгоценного меха - перепродажу, хранение и так далее. Достаточно приобрести шкуру, чтобы стать фигурантом уголовного дела. Но беда в том, что свои смертельные ловушки браконьеры ставят вовсе не на хищных кошек.

    - Гибель Виты, можно сказать, была случайной, никому не нужной. По всему Алтаю идет массовый отлов кабарги - сотни, а в некоторых местах тысячи ловушек. Мускус этого животного, выделяемый из уникальной железы, - самый дорогой продукт животного происхождения. По некоторым оценкам этот рынок на территориях, примыкающих к Алтаю, сопоставим с наркотическим. Не скажу точно, но слышал, что один грамм мускуса в Бурятии стоит около двух тысяч рублей. Возможно где-то цены гораздо выше. При этом кабарга никак не защищена законом, вероятнее всего здесь действует определенное лобби, так как как с инициативой включить это животное в список охраняемых специалисты не раз выступали на самых различных уровнях, - подчеркивает Спицын.

    По словам алтайского ученого именно охота на кабаргу угрожает популяции не только этого удивительного клыкастого оленя, но и многих редких животных, которые становятся жертвами ловушек. Как считают специалисты Алтайского заповедника, лишь ликвидировав спрос на мускус кабарги, ужесточив наказание за его продажу, можно спасти снежных и этот вид, и барсов. Однако до сих пор шагов в этом направлении предпринято не было.

    Мускус кабарги очень широко используется в восточной медицине, входит в рецептуру сотен лекарственных средств. На Западе им почти не лечат, зато в Европе это вещество популярно у парфюмеров, которые добавляют его в ароматы как фиксатор запахов. Погоня за этим густым, остро-пахнущим секретом, убила Виту и двух ее котят - будущее алтайской популяции.

    Поделиться