26.05.2016 10:45
    Поделиться

    Как не стать жертвой интернет-мошенничества

    Олеся Кострицина, ведущий юрист Группы QIWI:

    - В теории каждый знает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и далеко не всем людям стоит верить на слово, однако в реальной жизни многие об этом полностью забывают и с легкостью идут на поводу у аферистов. Именно на это, а также на незнание основных схем обмана уповают интернет-мошенники, подыскивая новых жертв.

    В общем и целом большинство схем обмана в сфере онлайн-платежей можно разделить на три группы, которые мы условно назовем "Почти даром", "Помощь другим" и "Решение административных вопросов". Рассмотрим подробнее каждую из них.

    "Почти даром"

    Конечно, наибольшее подозрение должны вызывать ловушки из первой группы. Если вам говорят, что вы выиграли крупный приз или можете купить дорогую технику со скидкой 98%, но вам нужно оплатить "налоги" или подтвердить участие, переведя организатору небольшую сумму, не сомневайтесь - это обман. То же самое касается чудо-счетов, куда можно отправить деньги и получить в два раза больше. Как бы ни был велик соблазн, не поддавайтесь - никто не станет раздавать средства просто так.

    "Помощь другим"

    Наиболее распространенная схема второй группы - сообщение о пополнении счета, вслед за которым приходит SMS от некоего пользователя, что он ошибся и указал другой номер/кошелек. Просьба перевести ему аналогичную сумму выглядит весьма логичной, однако не торопитесь - сначала проверьте баланс. Скорее всего, он остался неизменным, а значит, вас просто пытаются обмануть.

    Сейчас уже не так часто встречается ранее весьма популярная форма SMS-мошенничества "Это я, твой сын, меня арестовали, пополни этот счет мне на адвоката". И все же полностью данная схема с "рынка" не ушла. В данном случае самый логичный шаг - перезвонить "пострадавшему" и проверить, действительно ли он нуждается в помощи.

    Никому не сообщайте никаких паролей, даже если вы уверены, что получили чужие данные по ошибке. Например, вам приходит сообщение от платежной системы с паролем, который не имеет отношения к производимым вами операциям. Затем звонит "обладатель счета" и, извиняясь, просит продиктовать ему код - якобы ваш номер был указан случайно. На самом же деле пароль может быть SMS-подтверждением, продиктовав который, вы передадите другому человеку доступ к вашему счету.

    "Решение административных вопросов"

    Весьма многочисленны схемы третьей группы (иногда они комбинируются с группой "Почти даром"). Например, "менеджер" вашего банка говорит, что вы выиграли крупный денежный приз в лотерее, проводимой среди клиентов. Чтобы получить его, надо назвать номер счета, имя владельца, пин-код, CVC2/CVV2 (код для защиты онлайн-платежей) и т.д. - словом, все, чтобы мошенники получили доступ к вашим средствам. Аналогичный прием - звонки или сообщения от "администраторов", которым нужно, чтобы вы подтвердили учетную запись, разблокировали аккаунт, помогли банку восстановить данные после пожара в головном офисе и т.д.

    Одно из непреложных правил - ни при каких обстоятельствах не сообщать сотрудникам банка и другим "официальным лицам" пароли, пин-коды, коды для защиты платежей. Эти сведения принадлежат только вам. Если вы опасаетесь, что ваш счет действительно заблокировали, позвоните по официальному контактному номеру организации и уточните все детали у ее настоящих работников.

    Упомянем и такую схему, как уведомление от магазина о выставлении счета - оплата комиссии банка, доставки, установки русскоязычной прошивки и т.д. Только перевести деньги предлагается не через официальную платежную систему данной точки продаж, а на счет некоего физического лица. Иногда, таким образом, просят оплатить весь заказ, в том числе с обещанием предоставить скидку. Не соглашайтесь - скорее всего, деньги уйдут аферисту.

    Как оградить себя от обмана?

    Удачливые мошенники - отличные психологи, играющие на наших слабостях и эмоциях. Они делают все, чтобы мы верили в реальность сообщаемой информации. Показательный пример - ограничения на счетах-удваивателях, которые якобы можно пополнять не чаще трех раз в сутки и только на сумму до 1 000 рублей. Такое сообщение выглядит достовернее, чем обещание безлимитного обогащения. Именно поэтому окончательное избавление от мошенничества в интернете (как и от мошенничества вообще) выглядит, скорее, утопией - люди никогда не перестанут верить в чудо.

    В свою очередь, незнание или нежелание разбираться в тонкостях работы банковских и платежных систем - еще одна лазейка для тех, кто хочет обогатиться за чужой интернет-счет.

    Однако каждому под силу снизить риск попадания в подобные ловушки. Важно быть внимательным, проверять то, что вы не знаете, и не поддаваться эмоциям, будь то радость от огромной скидки или испуг, что ваш счет заблокируют. Не стесняйтесь обращаться в организации, от имени которых вам звонили / прислали SMS; проверяйте в интернете, не приходили ли кому-либо аналогичные сообщения и что за ними скрывалось.

    Поделиться