26.05.2016 23:04
    Поделиться

    Майданов: Рынок столичной недвижимости чувствует себя неплохо

    Новый закон о государственной регистрации прав на недвижимость упростит оформление собственности и защитит от мошенников
    В этом году москвичи впервые заплатят налоги на землю и недвижимость по кадастровой стоимости. Но произведена ли оценка собственности горожан по новым правилам? А главное, согласны ли с ней горожане? С этого начался разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем управления Росреестра по Москве Игорем Майдановым.

    Оценку можно скорректировать

    Игорь Иванович! Переход на новое налогообложение в столице, как и по всей стране, возможен только после того, как появится налогооблагаемая база, составленная не на основе данных БТИ, как раньше, а по кадастровой стоимости. Москва обзавелась ею?

    Игорь Майданов: Безусловно, причем произошло это еще к осени 2014 года. Но поясню для понимания. Сам Росреестр оценку недвижимости не проводит. Заказчиком работ выступал департамент городского имущества города Москвы, он же их оплачивал из бюджета столицы и выбирал на конкурсной основе оценочные организации. По результатам проведенной оценки мы внесли полученные данные в госкадастр недвижимости. Теперь мы знаем, что, если говорить о физических лицах, в Москве платить налоги по-новому будут собственники 4,2 миллиона квартир, 64 тысяч индивидуальных жилых домов, 372 тысяч гаражей и машино-мест, а также 23 тысяч дачных и садовых домиков. Напомню ставки этих налогов: при оценке объекта до 10 млн руб - 0,1% (таких в Москве большинство), от 10 до 20 млн - 0,15, свыше 20 млн до 50 млн - 0,2%, а свыше 50 млн до 300 млн - 0,3%.

    В Подмосковье власти получили вал обращений от несогласных с произведенной кадастровой оценкой. А москвичи? Как отреагировали на определение рыночной стоимости их квартир, фазенд и земельных участков? Жалуются?

    Игорь Майданов: Недостатки в процессе массовой оценки, конечно, есть. Как она производится? Город разделен на кадастровые кварталы. Там есть, скажем, с десяток многоэтажек одной и той же серии: с одинаковым количеством этажей, одинаковыми входными группами, лифтами, перекрытиями... Но возьмем, скажем, квартиру на первом этаже, окна которой выходят на шумную магистраль, и на четвертом - с видом на Москву-реку или парк. Понятно, что рыночная цена в ходе купли-продажи у них будет существенно отличаться. А по кадастровой оценке одинаковая! На устранение этих недостатков направлен законопроект, разрабатываемый сейчас Госдумой. Тем не менее и сейчас мы в Москве получили всего 181 заявление от несогласных с произведенной оценкой за 2015 год, и еще 39 - за 2016-й год, по данным на 1 мая.

    Может быть, дело в том, что большая часть москвичей еще просто не знают, как именно оценена их собственность? Вот получат в октябре извещения на уплату налога из налоговой инспекции, тогда и скажут все, что думают на этот счет!

    Игорь Майданов: Возможно. Хотя узнать, во сколько оценена их квартира, садовый домик и гараж, горожане могут в любой момент. Для этого им достаточно воспользоваться одним из сервисов: "Публичная кадастровая карта", "Получение сведений из ГКН" или "Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки" на портале Росреестра в разделе "Электронные услуги". Все, кто хотел, это сделали. Несогласные чаще всего обращаются в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    Можно ли там чего-то добиться?

    Игорь Майданов: По 51 из 123 рассмотренных обращений результаты оценки пересмотрены. Несогласные с решением комиссии могут обратиться в суд. По закону физические лица могут сразу пойти в суд. Но так поступают единицы. К примеру, за 2015 год не более четырех десятков обратились с судебными исками.

    Наверное, потому, что в суд надо идти со своей оценкой имущества, сделанной независимыми экспертами. А эта услуга недешевая. К примеру, оценить кадастровую стоимость квартиры стоит тысяч 15?

    Игорь Майданов: Примерно так. Но сразу отмечу, что независимая оценка имущества необходима и в случае обращения в комиссию. Сама же комиссия самым внимательным образом рассматривает все обращения, и немалая часть принятых ею решений - в пользу заявителей.

    А где расположена эта комиссия?

    Игорь Майданов: Еще раз надо отметить, что физические лица могут обращаться сразу в суд, минуя комиссию. А сама комиссия находится при управлении Росреестра по Москве, на улице Б. Тульская, 15. Можно заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением необходимых документов прислать и по почте.

    С очередями в Москве покончено

    Москвичи с содроганием вспоминают времена, когда к окнам Росреестра стояли дикие очереди. Вы можете сказать, что в Москве с ними покончено?

    Игорь Майданов: Да, я тоже помню, как в Москве на Зеленом проспекте люди, пришедшие оформить свою квартиру, жгли костры, а предприимчивые дельцы торговали талонами на место в очереди поближе к заветному окошечку. Смело могу сказать, что в столице с этим покончено. Сказалось открытие по всему городу 113 многофункциональных центров "Мои документы", которое началось в 2014 году. В них 1076 окон, предоставляющих услуги Росреестра. Именно к специалистам, которые работают в этих центрах, обращаются москвичи, когда им нужно поставить свою недвижимость на кадастровый учет и произвести регистрацию своих прав на нее. В 2015-м году больше половины опрошенных поставили "Моим документам" за услуги Росреестра оценки "хорошо" и "отлично". Думаю, что факт говорит сам за себя.

    И сколько же времени москвичу требуется на получение вашей услуги?

    Игорь Майданов: Закон отводит на это 10 дней. Этого времени нашим специалистам вполне достаточно, если с документами все в порядке. Как только они получают информацию об оплате госпошлины заявителем, начинается процесс регистрации. Выписки из ГКН и ЕГРП, которые раньше тоже предоставляли мы, с 1 января этого года выдает филиал Кадастровой палаты по Москве.

    То есть москвичам добавилось беготни? Сначала в МФЦ, потом - в Кадастровую палату...

    Игорь Майданов: Вовсе нет. Напротив, выписку о состоянии вашей квартиры или той, которую вы решили приобрести, с полной историей переходов прав на нее можно получить, вообще не выходя из дома, через Интернет. Например, в 2000 году эта квартира принадлежала Иванову Ивану Ивановичу на основании такого-то правоустанавливающего договора, в 2012 году она перешла к Сидорову Петру Никифоровичу и т.д. Можно даже через специальный электронный сервис на сайте Росреестра обратиться за копиями договоров, которые проходили по интересующей вас сделке.

    Цифровая подпись для этого нужна?

    Игорь Майданов: Нет. Она потребуется только в случае, если вы захотите провести в режиме онлайн государственную регистрацию права на недвижимость, скажем, в случае ее купли или продажи. С получением цифровой подписи в Москве сейчас тоже нет проблем: это можно сделать в любом аккредитованном удостоверяющем центре - список их есть на нашем сайте.

    Москвичи пользуются регистрацией прав на недвижимость в электронном виде?

    Игорь Майданов: Эта услуга становится все популярнее. Всего год прошел с запуска в Москве этой госуслуги, а число заявителей, которые хотят регистрировать права собственности с помощью именно бесконтактных технологий, выросло уже втрое. Выгода налицо. Во-первых, регистрация в этом случае проходит вдвое быстрее - всего за пять рабочих дней, во-вторых, это даже дешевле - размер пошлины снижается с 2 тыс. руб. до 1400. Да и главное - экономится время, идти никуда не нужно: заявление можно подать и из дома, и с работы.

    А не уведут мошенники у прогрессивно настроенного собственника "бесконтактно" дачу или квартиру?

    Игорь Майданов: Скажу так: не надо бояться пользоваться электронными услугами. Этот способ даже безопаснее традиционного: при электронном взаимодействии вероятность потери информации близка к нулю, так как в этом случае предусмотрено создание резервных копий на всех уровнях.

    Какими бы способы регистрации ни были, к сожалению, мошенников не убывает. Особенно они любят выискивать одиноких людей, чтобы завладеть их собственностью. До чего только не додумываются! Человек порой уже умер, а по бумагам продолжает продавать и дарить нажитое добро - квартиры, дачи и т.д. Росреестр при регистрации способен это как-то предотвратить?

    Игорь Майданов: Вопрос продолжает оставаться острым для Москвы, и мы, государственные регистраторы и нотариусы, не перестаем сталкиваться со случаями мошеннических действий с недвижимостью по поддельным документам. Конечно, мы предпринимаем все меры для того, чтобы защитить интересы граждан. Создана надежная база данных. Создаются резервные копии. Эта проблема в равной мере актуальна и для нотариусов. Поэтому столичный Росреестр и Московская нотариальная палата заключили соглашение о сотрудничестве, и в случае сомнения в подлинности какого-то предъявленного документа мы делаем запросы в нотариат. Учитывая, что сроки регистрации сокращены до 10 дней, любая проверка требует еще и оперативности. С этой целью у нас есть с нотариальной палатой договоренность о предоставлении регистраторам доступа к единой информационной базе "еНОТ". Правовая экспертиза подлинности нотариальных документов идет в два этапа. На первом этапе регистратор с помощью "еНОТа" может удостовериться в существовании интересующего его документа, например доверенности. Есть возможность даже проверить, не подделаны ли печать и подпись. На втором этапе производится проверка содержания документа. Для этого нотариусу отправляется запрос со сканом доверенности.

    Читатель Андрей Антонов пишет, что оспаривал в суде права на квартиру, и на время рассмотрения иска добился, чтобы в ЕГРП внесли соответствующую запись: права оспариваются в суде. Но квартиру тем не менее до суда продали, а запись из ЕГРП исчезла.

    Игорь Майданов: В каждом случае надо разбираться конкретно, разберемся и в этом. Но сразу могу сказать: если такая запись была внесена, то в ЕГРП она останется навсегда, никуда не исчезнет. Человек, купивший квартиру, которая была признана оспариваемой в суде, никогда не будет признан добросовестным приобретателем. Так что автор письма зря переживает. Для него ничего не потеряно, надо продолжать доказывать свои права в суде и ждать его решения.

    Два в одном

    Игорь Иванович! С 1 января 2017 года вступит в силу новый закон о государственной регистрации - номер 218. Он упростит оформление собственности или, напротив, усложнит?

    Игорь Майданов: Упростит, а главное - защитит, в том числе и от мошенников. Дело в том, что с будущего года у нас впервые появится единый информационный ресурс - Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Это устранит дублирование сведений о недвижимости, возможные ошибки в документах и повысит их достоверность. Любая сделка тоже упростится: ее можно будет совершить в ходе одной процедуры с одним заявлением в одно "окно", а не ходить, как сейчас, сначала в Кадастровую палату, потом в Росреестр... Ну а чтобы исключить такие случаи, когда вдруг усопшие продают или дарят свою недвижимость, по новому закону органы ЗАГС обязаны будут предоставлять в Росреестр сведения о смерти человека в течение трех дней.

    Обращаться нужно при новом порядке все-таки в Росреестр?

    Игорь Майданов: Нет, в МФЦ: только там будет вестись прием заявлений от физических лиц. Наше Управление будет заниматься правовой экспертизой. Ее роль тоже повышается, так как ужесточаются требования к государственным регистраторам. Сроки постановки недвижимости на учет сокращаются с 10 до 5 дней, а регистрация прав собственности - до 7 дней.

    Ну, а если в погоне за такой оперативностью регистратор ошибется? Или сам окажется нечист на руку и за взятку захочет помочь кому-то завладеть чужой собственностью?

    Игорь Майданов: По новому закону (ст. 66) орган регистрации несет всю полноту ответственности за утрату или искажение сведений, содержащихся в ЕГРН, а так же их полноту. Если ненадлежащее исполнение им обязанностей повлекло у кого-то убытки, то возмещение их возьмет на себя казна государства. И случаев, когда по вине регистратора квартира - единственно пригодное жилье - незаконно продана, а семья с малыми детьми осталась на улице и спросить не с кого, больше в принципе не будет. Эти люди могут обратиться в суд, и, если он признает вину регистратора, то компенсацию жилья также возьмет на себя бюджет РФ. Уверен, новый закон повысит защиту прав собственности на недвижимость граждан.

    Квартиры продаются и покупаются

    Москва, как и вся страна, живет в условиях кризиса. Об этом свидетельствует хотя бы падение цен на жилье. Москвичи стали реже покупать квартиры?

    Игорь Майданов: Вовсе нет. Судите сами. Если в январе 2015 года мы зарегистрировал 5929 договоров купли-продажи жилья, то в январе 2016 - 6001. Рост наблюдается и в регистрации договоров участия в долевом строительстве квартир. В январе 2015-го их было 1626, а в январе этого года - 1801. Картину увеличения наблюдаем по покупке квартир с помощью ипотеки: в первом квартале год назад их было приобретено 6722, а в первом квартале этого года - 7730. Так что рынок столичной недвижимости не просто ожил, а чувствует себя очень даже неплохо.

    А что происходит с приватизацией жилья? Она продолжается?

    Игорь Майданов: Продолжается. Но уже не такими темпами, как в прошлые годы. Скажем, если за 1 квартал 2016-го года количество прав, зарегистрированных на основании договора передачи жилья в собственность граждан составило 16860, за 2015-й их было зарегистрировано 95605 прав, в 2014-м - 129621... Думаю, дело просто в том, что в основном все, кто хотел, квартиры уже приватизировал.

    Кстати

    Пока интервью готовилось к выходу, приказом руководителя управления Росреестра по Москве Игоря Майданова общий срок проведения государственной регистрации прав в столице был дополнительно сокращен до 9 дней со дня приема документов.

    Поделиться