26.05.2016 17:05
    Поделиться

    Как первый секретарь крайкома у кубанского художника уроки брал

    Известный краснодарский живописец Сергей Воржев подготовил новую серию работ, посвященных эпохе античности на территории Кубани. Выставка состоится в столице края этой осенью.

    В своем творчестве мастер представляет жизнь местных казаков в необычном ракурсе, зачастую прибегая к стилистике этнического сюрреализма. Излюбленный прием - изображать станичников, летящих на фантастических устройствах, сделанных, например, из тыквы, бочек или даже самогонного аппарата. Теперь в эту палитру образов художник добавит еще и кубанских эллинов.

    Как возникла идея предстоящей выставки, а еще почему чиновники боятся эротики и как первый секретарь крайкома партии брал уроки мастерства у живописца, Воржев рассказал в интервью корреспонденту "РГ".

    Сергей Дмитриевич, что на сей раз увидят зрители? Вы ведь впервые взялись за античные образы?

    Сергей Воржев: Давно интересуюсь этой темой. У меня уже был ряд работ, которые, правда, широкой публике почти не известны. А предыдущая графическая серия была посвящена амазонкам. Она пополняется уже два десятка лет, выпущен большой альбом. Сейчас к новой выставке написал картину, посвященную Синдике - древнему государству на Тамани, и серию работ - Боспорскому царству. Образы раскрываются через музыку, хоть я и не музыкант. Вакх, бог вина, играющий на флейте, женщины, приносящие ему плоды. Ощущения хочу вызвать подтекстами, аллюзиями и реминисценциями в процессе игры мифических персонажей на различных инструментах.

    Что побудило взяться за новую тему?

    Сергей Воржев: Желание творить... Политические перипетии и экономические неурядицы рано или поздно заставляют задуматься о нашем прошлом. Тем более когда видишь, что соседи пытаются принизить роль отечественной культуры. Российская цивилизация - феномен многосложный, на протяжении тысячи лет она притягивала к себе более ста разных народов, объемля собой огромную территорию - от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

    Казаки теперь будут пересекаться с амазонками?

    Сергей Воржев: Планирую издать еще один альбом, в котором эти темы будут вместе представлены. Полагаю, одно другому не мешает. И даже дополняет друг друга. Это только в учебниках исторические периоды представлены временными отрезками, а в реальности все течет непрерывно, как река, которая подпитывается многочисленными притоками.

    Не станут ли античные герои выглядеть как ваши казаки, летящие на тыкве?

    Сергей Воржев: Нет, это совершенно разные стилистические образы, иной живописный язык. Но, конечно, они объединены общим знаком автора.

    Есть ли сквозной образ в вашем античном цикле?

    Сергей Воржев: Амазонки, Вакх... Вакх, на мой взгляд, похож на казака, он тоже любит повеселиться под вино, самогоночку. Здесь происходят очевидная стыковка с античной тематикой, мистическая преемственность. Да и кубанские девчата, самые красивые в мире, происходят, может быть, от мифических амазонок.

    Наверное, пришлось углубиться в чтение древнегреческих мифов?

    Сергей Воржев: Не столько читаю, сколько смотрю на изобразительное искусство того периода, начиная от керамики и заканчивая барельефами. Через эти образы идет мощная информационная подпитка.

    А мифы, архаика, считаете, сегодня актуальны?

    Сергей Воржев: Конечно. Они же сотканы из вечных истин, о которых будет думать человек, - добро и зло, любовь и ненависть, Бог и неверие... Вот взять Диогена, его же можно принять за нашего современника. Размышления античных философов отлично накладываются на современную эпоху. И нам сегодня нужно заботиться о создании мифов. Кубань - та земля, которая тоже нуждается в мифологизации. Если алмаз огранить, то он превратится в бриллиант, так же и с историей, которая складывается в миф, когда массив знаменательных дат становится поэзией.

    "Хуже нет, когда чиновники начинают изображать из себя святош и выискивать у других то,  что должны бы поискать в себе"

    Литераторы, музыканты и художники - творцы этого процесса создания космопоэтического образа Кубани, который будет интересен всему человечеству. Наглядные примеры - роман Виктора Лихоносова "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" или песни Кубанского казачьего хора. Синтез искусств, произведения любых жанров (от архаики до авангарда) - мощная опора для развития кубанской культуры, которая сделает нашу территорию непобедимой. Как говорил мой учитель и близкий друг, художник Евгений Цей, "хорошая картина равна двадцати дивизиям". Произведение искусства живет гораздо дольше создателя и является духовным ориентиром многих поколений.

    Если бы вы создавали каталог кубанских мифов, какие бы туда включили?

    Сергей Воржев: Мифы не должны из пальца высасываться. Творческому процессу нужна поддержка. Если в советское время молодым художникам выделялось по 30 мастерских в год, то теперь им вообще не оказывается никакой помощи. Два поколения художников лишены творческих условий. Радует, что новый министр культуры Кубани Виктория Лапина недавно впервые посетила мастерские краснодарских живописцев, Союз художников, где накопилась масса застарелых проблем, которые нужно срочно решать.

    Я считаю, необходимо объявить несколько ежегодных конкурсов на создание произведений искусства, посвященных истории кубанской земли (не только казачеству). В них с удовольствием примут участие молодые художники, музыканты и литераторы.

    Нынешние чиновники пытались вмешаться в творчество?

    Сергей Воржев: Такого рода примеров еще недавно было предостаточно, когда в нашем краевом минкульте художников чуть ли не вредителями считали. Запрещали выставки, навязывали жесткие условия.

    По словам искусствоведов, вы владеете редкой техникой рисования обнаженной натуры...

    Сергей Воржев: Графическая серия "Минотавр и амазонки" давно начата и постоянно пополняется. Уже больше 300 листов. Появилась новая тема с музыкальным акцентом - "Влюбленный Геликон".

    Проблем не возникало?

    Сергей Воржев: А как же. Предыдущий министр культуры Кубани запретила продажу моего альбома с обнаженными моделями в музеи, а также во многих торговых точках региона. Это была очень курьезная история.

    А почему местные чиновники так боятся эротики?

    Сергей Воржев: Ханжество. Хуже нет, когда чиновники начинают изображать из себя святош. Начинают выискивать у других то, что должны бы поискать в самом себе.

    Говорят, в свое время к вам первый секретарь крайкома КПСС Иван Полозков в ученики просился...

    Сергей Воржев: Да, было дело. Правда, он стеснялся днем приходить. Как оказалось, Полозков втайне занимался живописью. Я не возражал против визита высокого гостя. Увидев мои "странные" картины, Иван Кузьмич спросил: "А почему это вы Ленина не рисуете?". Вообще Полозков только на первый взгляд производил впечатление очень простого человека, на самом деле он был другим - интересным, мудрым собеседником. Писал маслом большие холсты, в основном копии с репродукций, например, "Ходоки у Ленина". Я научил его тонировать деревянные рамы для картин. Некоторые тогда думали: с ума что ли секретарь сошел, к Воржеву в ученики пошел... Мало найдется политиков, кто так серьезно увлекался живописью. Сегодня у меня тоже берут уроки мастерства работники администраций, но в основном районных. Очень успешно. И сейчас их работы экспонируются на крупных выставках.

    Больше не было таких встреч с первыми лицами края?

    Сергей Воржев: Прежний губернатор покупал мои работы, но лично мы не знакомы. При его помощи прошли две мои персональные выставки на двух зимних Олимпиадах - в Ванкувере и Сочи. Правда, непонятно, почему, когда такие события происходят, ни разу не было случая, чтобы самого художника (не только меня) на них пригласили. Это плохая традиция.

    Есть художник, которому завидуете?

    Сергей Воржев: Никогда не испытывал зависти к коллегам, не говоря уже о таких мастерах, как Рембрандт, Тициан, Эль Греко, Веласкес. Зависть - самоуничтожение. Верное средство от этого - считать себя полноценным человеком, способным учиться и совершенствоваться.

    Вы частенько ездите за границу. Никогда не появлялось желание там задержаться подольше?

    Сергей Воржев: Во многих странах побывал, поначалу было интересно. В Берлине, Варшаве, Загребе жил прилично. Условия были великолепные, предлагали остаться насовсем. Но проходил месяц - и у меня возникала тоска по Кубани, не было сил терпеть эту Европу (смеется), все бросал и - бегом домой. Нет ничего лучше родной станицы Варениковской. Видимо, на меня Кубань воздействует каким-то особым видом энергии. Объяснить невозможно, но лучшие картины написаны на родине. Счастливым могу быть только здесь.

    Досье "РГ"

    Сергей Воржев родился в 1950 году в станице Варениковской, Крымского района Краснодарского края. В 1972-м окончил художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. С 1983 года член Союза художников России, участник множества выставок, в том числе 14 международных. Работы Воржева находятся в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко, Майкопского художественного музея, Министерства культуры РФ, а также в частных коллекциях многих стран мира.

    Поделиться