27.05.2016 07:21

Физики вывели новую "породу" кота Шредингера

Ученые из Йельского университета вывели новую "породу" кота Шредингера,"разрезав" его пополам, сообщает РИА Новости. Теперь знаменитый персонаж может быть не только живым и мертвым, но и находиться сразу в двух разных точках одновременно.

Кот Шредингера - это участник мысленного эксперимента, предложенного физиком Эрвином Шредингером еще в 1935 году. Суть такова: в закрытый ящик помещаются кот и специальный аппарат, открывающий емкость с ядом. Механизм сработает только тогда, когда распадется радиоактивный атом. А это, в свою очередь, может случиться или же не случиться. В итоге, пока коробку не открыли, кота можно считать одновременно и живым и мертвым.

Этот эксперимент связан с термином "квантовая суперпозиция" - совокупностью всех состояний, в которых одновременно может находиться кот.

Недавно физику Роберту Шоелкопфу вместе с коллегами из Йельского университета удалось создать усовершенствованную модель квантового "животного". Они научившись разделять его на отдельные части.

Ящик для их "кота" был модифицирован в два связанных между собой микроволновых резонатора, внутри которых фотоны (частицы света) могут существовать только на определенных длинах волн.

Если в эти камеры запустить несколько "запутанных" между собой на квантовом уровне фотонов, то всю конструкцию можно считать единым котом Шредингера, разделенным на две части. То, что происходит в одном из резонаторов, будет отражаться на судьбе частиц во второй камере. При этом о существовании "кота" можно узнать, только если открыть оба "ящика".

"Коты" у физиков из Йеля получились достаточно крупными, состоящими более чем из 80 фотонов. Возможно, этот эксперимент поможет ученым понять, почему мы не видим "странностей" квантовой механики в повседневной жизни. Кроме того, новый "кот" может быть полезен в разработке квантовых компьютеров, так как его новая "клетка" оказалась ячейкой квантовой памяти с пока рекордным сроком работы.

Статья, посвященная новому исследованию, опубликована в журнале Science.