На пути к номинации Трамп последовательно опровергал все прогнозы и умозаключения. Сначала о том, что эксцентричный предприниматель вообще не дойдет до полноценной кампании - мол, порезвится для саморекламы до праймериз, а потом все равно свернет за отсутствием перспектив. Потом - что сойдет после первых двух-трех туров в штатах, потому что серьезные претенденты легко его обставят. Затем - что такой охальник, оскорбляющий обширные социальные группы (мусульмане, мексиканцы, женщины), вообще не способен собирать заметное число голосов.
Когда все это не сработало и Трамп, как бульдозер, продолжал двигаться вперед, влиятельные республиканские круги спохватились и начали атаку. Тем самым, кстати, впервые признав серьезность скандального бизнесмена как политической величины. Не помогло и это, потерпев еще несколько поражений, остававшиеся соперники Дональда Трампа сошли с гонки. Последней надеждой служил тот факт, что нежеланному кандидату не удастся набрать заветные 1237 голосов (помимо делегатов с обязывающими мандатами есть группа тех, кто голосует по собственному усмотрению, с ними надо договариваться отдельно). Тогда теоретически можно было бы развернуть острую дискуссию, торпедировав смутьяна в пользу умеренного республиканца, выдвинутого на съезде. И тут не получилось.
Попытка истеблишмента вытолкнуть Трампа прочь еще может быть предпринята, но это будет не просто сложная, но и опасная для партии интрига. Бонзы противопоставят себя воле подавляющей части электората - Трамп побил рекорд голосов, собранных на республиканских праймериз кем-либо из претендентов в истории.
Впечатляющие достижения нью-йоркского бизнесмена на поприще публичной политики не могли не поколебать и настрой его однопартийцев. Если еще месяц назад наиболее часто звучали заявления о том, что тот или иной видный представитель республиканцев ни в коем случае не поддержит Трампа, сегодня налицо примирение с неизбежностью. Логика простая - нравится или нет, но победил в честной борьбе и в соответствии с установленной процедурой, значит, партия должна принять результат. Несколько недель назад аргументом против Трампа были данные опросов, согласно которым он безоговорочно проигрывал Хиллари Клинтон на общенациональных выборах. Это подкрепляло позицию тех внутри партии, кто добивался устранения кандидата как непроходного.
Но недавно замеры показали, что Клинтон растеряла свое преимущество в 15-20%, сейчас соперники идут вровень. И что еще существеннее - рейтинг непопулярности Хиллари Клинтон беспрецедентно высок, наравне со скандалистом и хамом Трампом. А сама она, вопреки всем предсказаниям, к июню, когда праймериз близятся к завершению, формально так и не набрала требуемое количество делегатов. То есть республиканский выскочка легко и непринужденно сокрушил оппонентов и завоевал массы, а демократическая гранд-дама продвигается с невероятной натугой и явным скрипом. Упрямство демократического enfant terrible Берни Сандерса, который собирается "откусывать" у Клинтон голоса до последнего штата, вряд ли изменит окончательный расклад, но создает нервную атмосферу внутри партии. Теперь уже не республиканцы, а демократы опасаются, что съезд пойдет кувырком, поскольку противники Хиллари Клинтон, кажется, намерены биться за свою правду и там.
С таким багажом американская политика вступает в предвыборное лето. Хиллари предстоит вдохнуть огоньку в вялую кампанию, добавить энтузиазма, которого нет даже у многих ее сторонников. До недавнего времени Трамп считался для Клинтон "противником мечты", слишком уж много у него очевидно слабых и уязвимых сторон. Однако сейчас и это вызывает сомнения.
Лидеру демократической гонки придется уповать на то, что скандальность соперника заставит проголосовать за нее умеренных республиканцев, которые в иной ситуации могли бы только в страшном сне поддержать политика по фамилии Клинтон. Темой кампании будет подчеркивание угрозы, которую несет Америке некомпетентный президент, ничего не понимающий ни в международных делах, ни в вопросах безопасности. Так полагает большинство тех в США, кто имеет отношение к внешней политике и военно-дипломатической сфере.
У Трампа, естественно, противоположная задача. За время внутрипартийной кампании он доказал, что является антисистемным элементом, которому наплевать на все принятые нормы. В этом секрет феноменального успеха - все комментаторы сходятся в том, что он точно почувствовал, насколько фатально массы отчуждены от верхов, и сделал верную ставку. Однако теперь Трампу предстоит убедить не только "разгневанных мужчин", но и тех, кто ждет от президента Соединенных Штатов солидности и основательности. А это вопрос договоренностей с партийной элитой, которая может переключить регистр и начать работать на Трампа как "хорошего республиканца".
Чего ждать России от возможных президентов Хиллари Клинтон или Дональда Трампа? Об этом в следующий раз.