31.05.2016 09:44
    Поделиться

    Рентабельность внутреннего туризма достигла 800 процентов

    Прелести и трудности отдыха в России обсудили участники II туристского форума в Воронеже на круглом столе, организованном "РГ".

    Разговор поддержали:

    Александр Бадалов, управляющий культурно-туристическим торговым комплексом "Золотые ворота" (Владимир), завкафедрой "Промыслы и ремесла" Владимирского государственного университета, член ассоциации "Народные художественные промыслы России";

    Вероника Косых, руководитель исполнительной дирекции федеральных туристических премий Russian Event Awards, "Маршрут года" и "Туристский сувенир";
    Олег Колесников, член экспертного совета премии Russian Event Awards;

    Геннадий Шаталов, председатель наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма, основатель премий Russian Event Awards, "Маршрут года" и "Туристический сувенир";

    Иван Шулюпин, начальник отдела по развитию туристической деятельности АУК Воронежской области "Историко-культурный центр "Дворцовый комплекс Ольденбургских" (туристско-информационный центр).

    Что нового вы почерпнули для себя на форуме?

    Александр Бадалов: Первое, что я бы отметил, - попытку выстроить в Черноземье межрегиональное взаимодействие в сфере туризма. Это особенно необходимо, учитывая, что ваши четыре области не нагружены таким историческим прошлым, как зона Золотого кольца. Объединив усилия, можно формировать туристические маршруты более широкого назначения. Надо и в наших краях такое придумать. Второй важный момент - поставлен вопрос о нехватке квалифицированных кадров (экскурсоводов) и интересных программ.

    Иван Шулюпин: В этот раз мы включили в деловую программу воркшоп, где турфирмы и компании смежных отраслей могли предложить друг другу свои услуги. Многие впервые друг друга увидели! Туриндустрия в Воронеже компактная, но коммуникация между теми, кто организует питание, трансфер и экскурсионное обслуживание, зачастую не выстроена.

    Представители ряда турфирм Черноземья признались, что не знакомы с событийными календарями даже своих регионов, не говоря о соседних. Как повысить информированность бизнеса?

    Иван Шулюпин:
    Мы не видим серьезных причин вкладываться в продвижение всех 120 мероприятий. Отобрали около 10, будем их рекламировать в течение года. А с остальными надо системно работать, чтобы подтянуть до уровня, нужного туристам и туроператорам. Мы сформировали список задач для организаторов: от заблаговременной подготовки пресс-релизов, программы и буклетов до оборудования площадок, анимации, точек питания и размещения. Недавно в Острогожском районе прошел фестиваль "Цветущая яблоня", там побывала делегация СМИ и турфирм, мы выявили ряд недостатков. Не все можно быстро устранить, но туристический потенциал у события есть. Платоновский фестиваль и выставка "Воронеж-город-сад" к приему туристов готовы. А районные события с аудиторией в одну-две тысячи человек пока слабоваты. Хорошо, что их организаторы участвуют с презентациями в форумах, подают заявки на туристические премии - до призов далеко, зато можно завести полезные контакты и поучиться у коллег.

    Олег Колесников: Прежде чем раскручивать событие, надо просчитать его емкость. Если на площадке умещается 200 человек, зачем звать кого-то еще? Вот в селе Нижнем Казачьем Липецкой области был фестиваль малины. Там сами жители не верили, что это может привлечь туристов. А их приехала тьма. Малины хватило на 30 минут… Агентства, которые раньше занимались только выездным туризмом, пока не очень верят в местные мероприятия. Что ж, надо подождать. Все известные туристские события - это истории частного успеха, и на начальном этапе их устроителей считали чудаками.

    Геннадий Шаталов:
    Календари событий - и национальный, и по регионам - можно найти в Интернете на сайтах профильных министерств, управлений и туристско-информационных центров. Но сориентироваться в этом множестве мероприятий трудно, если ты сам на них не бывал. Я бы рекомендовал бизнесменам обращаться в региональные ТИЦ, выбирать конкретные события и обсуждать с чиновниками и отельерами вопросы взаимодействия. Недавно мы с туроператорами четырех регионов запустили в Тамбове проект "Событийные туры Центрального Черноземья". Составили календарь топовых фестивалей - по 10-12 от каждой области. Причем белгородцы представили готовые турпакеты: к событию прилагается набор экскурсионных программ и варианты проживания на разный достаток.

    Вероника Косых:
    Перспективные с точки зрения туризма события отбирают в рамках Russian Event Awards. В прошлом году в финал вышло почти 700 проектов, и на презентациях были как раз операторы. Компания "Румб" из Тольятти составила для себя список событий и теперь возит туда автобусы туристов. Праздник пельменя в Ижевске они уже посетили, на очереди "Раненбургское застолье" в Чаплыгине… Часто одни фестивали анонсируют себя на площадке других. Например, "Страна ямщика" колесила по всем событиям Ярославской области и даже во Владимирскую заезжала.

    Александр Бадалов:
    Недооценен такой канал продвижения, как местное население. Организаторы фестивалей могут проводить ярмарки событий в местах скопления народа. Торговый центр за это денег не возьмет, ему выгодно привлечь людей. Развлекательная программа, плакаты, листовки - затраты минимальные

    Люди не готовы все время осматривать достопримечательности, им надо и в СПА полежать, и в лесу погулять

    Как убедить людей, лишенных дешевого пляжного отдыха за рубежом, проводить отпуск внутри страны?

    Геннадий Шаталов:
    Ситуация уже меняется. Горожане, особенно москвичи, стараются куда-то выехать в выходные. По Золотому кольцу они накатались и часто направляются в сторону Воронежа: 500 километров - приемлемое расстояние. То же, кстати, касается и иностранцев. Людям во все века нужно что? Хлеба и зрелищ. Они готовы приезжать на национальные праздники, на гастрономические фестивали, если к еде прилагаются концерты и экскурсии. Под Воронежем проходит прекрасный фестиваль "На Троицу" - но оргкомитет маленький, сил хватает только на прием самих участников. Если же усилить кулинарную составляющую и больше внимания уделить гостям - получится турпродукт. Или взять фестиваль "Воронеж многонациональный". Там бывает небольшая выставка традиционных блюд, их никогда не хватает всем желающим. Почему не сделать из этого большой праздник? Можно создать проект "Приятного аппетита. Центральное Черноземье": собрать по четырем регионам местные вкусности - собрать кабачковую икру, манную кашу, сливуху… Да, пусть там будет культурная программа, поездки в усадьбы, но для продвижения нужна "изюминка". Россияне готовы перемещаться по стране, надо лишь помочь им спланировать тур - по типу путевки или курсовки, как было раньше в санаториях. Кто-то купит полностью программу с проживанием, кто-то - только развлечения, а остановится где-нибудь у знакомых.

    JSINCUT3

    Александр Бадалов: Когда мы говорим об альтернативе Турции и Египту, надо понять мотивацию туриста. Человека хочет провести 12 из 14 дней отпуска где-то вне дома. И в сферу внутреннего туризма он переместится, когда там будет именно 12-дневный тур. Грубо говоря: три дня на базе отдыха, потом экскурсии, опять отдых. Не перегруженная, а в меру насыщенная жизнь. Люди не готовы все время осматривать достопримечательности, им надо и в спа полежать, и в лесу погулять. У нас пока нет таких туров, их сложно организовать. Да, есть любители за 10 дней посетить 10 событий. Предложите им, не теряя времени, прибыть на самолете в Воронеж и отсюда выезжать в меловые пещеры, в Елец, в Белгород…

    Иван Шулюпин:
    Я бы возразил. Туриста не надо перевоспитывать. Если человек хочет на море и ему закрыли Турцию - он доплатит и поедет в Грецию, пусть на меньшее количество дней. Такой контингент практически невозможно переориентировать на поездки по России. Но человек отдыхает не один раз в год. Он использует выходные, прибавляет пару дней к праздникам, разбивает отпуск на несколько частей… Пусть он один раз съездит на море, а все остальное время отдыхает на родине - только вот предложений мало. Развивая конкретные продукты, мы будем стимулировать и спрос.

     

    Олег Колесников: Нужен хороший маркетинг, акции, дисконты. Вот недавно у воронежского аэропорта появились рейсы в Казань и Екатеринбург. Почему? Потому что тамошние власти решили субсидировать это направление. Они хотят привлечь воронежцев. Мы должны наладить обратный поток, рекламировать себя в этих городах. Платоновский фестиваль - наша Олимпиада, но его никто не продает как турпродукт. Все билеты раскупают местные жители. И ни турфирмы, ни отели, ни музеи-заповедники не имеют специальных программ для этих двух недель. Хотя человек, приехавший на фестиваль, не будет круглые сутки находиться на концерте.

    Геннадий Шаталов: Надо срочно готовить хорошее событие для новогодних каникул. Например, в стиле петровской ассамблеи. Иначе воронежцы опять улетят и будут тратить деньги на стороне. Москва задумалась об этом, когда обнаружила, что на выходных просто вымирает: местные разъехались по соседним регионам, отели пустые. Тогда появились событийные туры по столице, уже два года там проводят масштабные новогодние и рождественские ярмарки.

    Есть мнение, что расходы на организацию крупных событий не приносят желаемого эффекта для экономики. Вам известны положительные примеры?

    Геннадий Шаталов:
    День огурца в Суздале. Праздник проходит на закрытой территории, поэтому экономика просчитывается легко. В прошлом году они на рубль расходов получили шесть - от продажи огурцов, сувениров… В Татарстане даже компьютерную программу разработали для таких вычислений. Их госкомитет по статистике делал оценку для фестиваля "Великий Булгар". Рубль, вложенный в организацию (необязательно из бюджета), дал отдачу на уровне 4-5 рублей без учета проживания и около восьми рублей, если добавить хотя бы одну ночь в гостинице. Потому-то и предпочтительнее двухдневные туры, тем более что в них включают ужин - он обычно дороже, чем обед или завтрак. Мировой опыт показывает, что для события среднего масштаба экономический эффект доходит до 12 рублей.

    Что мешает выпускать в России недорогие, но качественные сувениры? Изделия народных промыслов ценятся, как правило, высоко. Магниты и тарелки всем надоели… Вот вас какой сувенир порадовал?

    Геннадий Шаталов:
    Мне запомнилась покупка в Ульяновске - колебятка за 350 рублей и книжка с объяснением, что это, за 100. Предприниматель придумал "симбирского колобка", этот персонаж стал официальным символом ЧМ по хоккею с мячом. Тогда его продавали по 750 рублей, теперь уценили. Еще алтайский пряник я покупал - он получил Гран-при конкурса "Туристический сувенир". История похожая: бизнесмен откопал некий рецепт, придумал разные начинки. В этом году на "Интурмаркете" в Москве раскупили тьму этих пряников! А человек уже разработал целый гостинец: в коробочке пряник, конфитюр и травяной чай, сверху слова Шукшина о том, как прекрасен Алтай. Вот что ему мешает? Ничто не мешает. А в Воронеже у меня сложилось ощущение, что выпуском сувениров заняты не предприниматели. В кулуарах турфорума они ставили вопрос так: дайте твердый заказ, и мы вам изготовим что угодно. Но вообще-то производство сувениров - это бизнес. А бизнес - это риск. Да, надо потратить время и средства, чтобы выяснить, какой продукт может быть востребован. У нас куча фестивалей, и для каждого можно делать сувениры. Взять событийный календарь с контактами организаторов, выяснить у них тему фестиваля, эмблему попросить. И сделать что-то типа броши "Романовская овечка" за сто рублей (кожаный сувенир фестиваля "Романовская овца - золотое руно России" в Тутаеве Ярославской области. - "РГ"). Но у нас разговор идет в духе "я же не знаю наверняка, сколько людей придет"…

    Олег Колесников: Турист купит любую ерунду. Только будет ли она его потом "греть"? Когда родственники везут мне в подарок с моря ракушки на дощечке, они забывают об эстетике. На днях я снял с холодильника больше пяти кило магнитов - так ведь через год опять накупим… На мой взгляд, сувениры должны лучше отражать специфику места. Если это линкор "Гото Предестинация" в Воронеже - нужны товары с кораблем. Конечно, надо ориентироваться на внешнее мнение: воронежцам кажется, что сувениры с Котенком с улицы Лизюкова - моветон, а приезжим нравится….

    Александр Бадалов: Из Воронежа я везу магнитики, "первобытный" ножичек и кальвадос. В производстве сувениров, по-моему, важно понимать, что это не только твой бизнес, но и реклама места или события. Если ты сумел передать эмоции, которые человек там испытал, то турист их будет транслировать своим близким - и они тоже съездят по его маршруту. В этом году мы пробуем делать сувениры для фестивалей "Плес на Волге" и "Льняная палитра". Придумали универсальный, но нестандартно оформленный павильон для торговли и поставили примерно 30 мастерам задачу уложиться в определенную цену. Вариантов масса - от резьбы по дереву до цветущего льна на батике с автографом Вячеслава Зайцева… Ну и конвертики- открыточки как дополнение. Да, в этом есть риск. Но если получится, будем по той же модели работать и для других мероприятий.

    Геннадий Шаталов: Кстати, сувенирный бизнес не зависит от места проживания. Керамист из Казани удачно показал себя на фестивале в Гаврилов-Яме (Ярославская область) и получил заказы от событий из самых разных городов, чуть ли не с Дальнего Востока.

    Поделиться