31.05.2016 16:59
    Поделиться

    Почему в СЗФО лицензирование коммунальщиков увеличило число жалоб

    Лицензирование управляющих компаний, ставшее обязательным год назад, не решило многочисленные проблемы жилищно-коммунального рынка Северо-Западного федерального округа. Об этом говорят и экспертные оценки, и анализ жалоб граждан на работу управдомов. Корреспондент "Российской газеты" выясняла, почему новая система не повлияла на качество управления многоквартирными домами. И что необходимо сделать, чтобы процедура лицензирования не оказалась бесполезной.

    Дайте жалобную книгу

    После 1 мая 2015 года право на обслуживание МКД в России сохранилось только у компаний, прошедших лицензирование. Решение, останется УК в строю или нет, принимают комиссии, в состав которых входят представители саморегулируемых и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, аппарата бизнес-омбудсмена, правоохранительных органов.

    Одно из важных условий для выдачи лицензии - наличие квалификационного аттестата у должностного лица управляющей организации. Этот документ можно получить на пять лет по результатам специального компьютерного тестирования. Помимо того, УК должна быть зарегистрирована на территории Российской Федерации, соблюдать стандарты раскрытия информации в сфере ЖКХ, не иметь возбужденных производств по делу о банкротстве и неисполненных предписаний Государственной жилищной инспекции. У руководителя не должно быть дисквалификации или судимости за преступления в сфере экономики.

    К примеру, в Калининградской области в прошлом году за разрешением обратились порядка 300 организаций, из них отказы получили 90. В первом квартале текущего года в Государственную жилищную инспекцию региона поступило 10 заявлений о выдаче лицензий. По семи управляющим компаниям комиссия приняла положительное решение, одной отказала, документы еще двух организаций рассматривают. Основная причина отказа - несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере ЖКХ.

    Новый подход должен был навести порядок на жилищно-коммунальном рынке. Однако кардинально ситуация не изменилась. Ключевой показатель - количество претензий со стороны жильцов - остался прежним или даже увеличился. За первый квартал прошлого года в общественные приемные центров общественного контроля, работающие в 75 субъектах РФ, поступило 1081 обращение по вопросам управления многоквартирными домами. Во втором квартале, после вступления новых правил в силу, их стало уже 1781. А по итогам первых трех месяцев 2016 года количество претензий составило 1114, сообщает федеральное некоммерческое партнерство "ЖКХ Контроль".

    Только через суд

    Общественники опубликовали рейтинг регионов, жители которых в 2015 году и первом квартале 2016 года чаще всего обращались с жалобами на проблемы в сфере управления многоквартирными домами. Учитывалось не только количество обращений, но и численность населения в субъекте РФ. В СЗФО лидером по числу претензий стала Калининградская область, где зафиксировали 38 обращений граждан. Однако это всего три сотых процента от общего числа жителей. Самое высокое соотношение жалоб к численности населения наблюдается в Ненецком автономном округе - почти одна десятая процента.

    - Видно, что количество нареканий на работу УК за период действия системы лицензирования не уменьшилось, а в период становления системы оно даже увеличилось, - отмечает исполнительный директор НП "ЖКХ контроль" Светлана Разворотнева. - Сегодня проблемы, сопровождавшие переходный период, пошли на спад, однако количество обращений остается стабильно высоким. Мы связываем эту тенденцию с тем, что в регионах практически не начали использовать инструмент лицензирования.

    Сотрудники региональных государственных жилищных инспекций с мая прошлого года получили новый способ контроля за деятельностью управдомов. Если организация дважды не выполнит предписание по какому-либо дому либо у управляющей компании наберется 15 процентов домов, отказавшихся от ее управления, инспекция вправе аннулировать лицензию. Правда, сделать это можно лишь по решению суда. По информации минстроя РФ, за год действия закона из 16 тысяч выданных лицензий аннулировано было только две.

    - Процедура отзыва лицензии остается чрезвычайно громоздкой и длительной, - продолжает исполнительный директор НП "ЖКХ контроль". - Считаю, что и ее, и лицензионные требования необходимо совершенствовать. В том числе упрощать процедуру изъятия разрешения при грубых нарушениях, повлекших угрозу жизни и здоровью граждан.

    В Государственной жилищной инспекции Калининградской области подтверждают, что процесс отзыва лицензий у недобросовестных управляющих компаний достаточно сложен. Кроме того, аннулирование грозит определенными проблемами собственникам квартир. Нередко изношенные жилые дома, которые не пользуются спросом у УК, после отзыва лицензии у текущей организации вообще остаются без управления. А муниципалитеты тратят бюджетные деньги, проводя многочисленные конкурсы на право обслуживать непопулярные дома.

    Управдомы-близнецы

    Еще одна проблема, которую не решило лицензирование, связана с регистрацией управляющих компаний-двойников. Как отмечают эксперты центра Общероссийского народного фронта "Народная экспертиза", комиссии часто не реагируют на практически полную идентичность названий. Эти УК зарегистрированы, как правило, по одному адресу. Кроме того, у "близнецов" обычно один учредитель.

    К примеру, в Архангельске и Великом Новгороде есть компании, чьи наименования различаются лишь символами плюса или номера. Причем и на Новгородчине, и в Поморье у одного из "близнецов" в управлении не находится ни одного дома. По словам директора центра ОНФ "Народная экспертиза" Николая Николаева, именно расчет на уход от ответственности за долги и неэффективное управление движет теми, кто создает управляющие компании-двойники. А ноль в графе портала "Реформа ЖКХ", где обозначается количество обслуживаемых домов, подтверждает, что недобросовестные управленцы создали их в качестве запасного аэродрома. На это указывает и следующий факт: все клоны с нулевой отметкой обслуживания прошли лицензирование либо одновременно с "основной" управляющей компанией, либо спустя незначительное время.

    - Почему комиссии, принимая решение о лицензировании УК, закрывают глаза на схожесть и даже полную идентичность в их названиях? - спрашивает Николай Николаев. - Безусловно, этому способствует действующее законодательство, которое не обязывает комиссии разбираться, кто есть кто. Достаточно, чтобы необходимые документы были в порядке. То есть, когда на свет появляются лицензированные клоны, закон не нарушается. Хотя очевидно, что ситуация явно намекает на возможные злоупотребления и правонарушения. Такое положение нельзя считать нормальным.

    Есть, разумеется, и плюсы: лицензионная кампания дисциплинировала организации, пришедшие в эту сферу с серьезными намерениями.

    - Ряд УК Калининграда и области, которые прочно укрепились на данном рынке, теперь стараются максимально быстро реагировать на заявки жителей своих многоквартирных домов, качественно и своевременно проводить необходимые ремонтные работы, - делится информацией руководитель калининградской ГЖИ Маргарита Кузнецова.

    Тариф реальный

    Недавно проект по изменению Жилищного кодекса РФ, упрощающий процедуру отзыва лицензии при грубых нарушениях со стороны УК, разработал минстрой РФ. Ведомство предлагает моментально изымать разрешительные документы у управдомов, если по их вине жилец погиб или получил травму. Кроме того, законопроект ограничивает шестью месяцами срок действия лицензии для "нулевых" компаний, у которых нет домов в управлении. Сейчас разрешение действует бессрочно.

    Впрочем, ждать того, что ужесточение лицензионного законодательства наведет порядок на жилищно-коммунальном рынке, не стоит, считает доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городом Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. Возможно, станет меньше управляющих компаний, в том числе часто нарушавших жилищное законодательство. Но проблемы в этой сфере останутся.

    - В Санкт-Петербурге и ряде других городов Северо-Западного федерального округа тарифы на техническое содержание и текущий ремонт жилищного фонда не покрывают требуемых затрат, если речь идет о хрущевках и старых домах, которым исполнилось несколько столетий. Поэтому и получается, что управляющие компании и ремонтные организации не могут обеспечить надлежащего качества содержания жилья, - рассуждает Вадим Чекалин. - Конечно, есть и другие причины, в том числе непрофессионализм сотрудников управляющих компаний. Лицензирование должно было повысить квалификацию руководителей УК. Но большинство из них, подтянув перед экзаменом уровень теоретических знаний, не спешат применять эти навыки на практике.

    По мнению Вадима Чекалина, необходимо установить реальные тарифы на текущее содержание многоквартирных домов, которые покроют требуемые затраты и обеспечат управляющим организациям хотя бы минимальную прибыль. Если при этом квартплата будет слишком высока, разницу между действующими сейчас формальными начислениями и реальными тарифами следует компенсировать из муниципального или регионального бюджета. Особенно малообеспеченным жителям проблемных домов.

    - Конечно, возможности казны ограниченны. Однако речь, по сути, идет о социальной нагрузке, которую не следует перекладывать на плечи управляющих компаний. Лицензирование - важная мера, но она заработает, только если наладить справедливый механизм взаимодействия между собственниками жилья и организациями, которые обслуживают многоквартирные дома, - подводит итог Вадим Чекалин.

    Поделиться