За два последних дня Столтенберг успел погостить вчера в Берлине, а сегодня - в Париже. И тут, и там обсуждали ставший за последнее время стандартным пакет вопросов: предстоящий в Варшаве саммит альянса, отношения с Россией и как следствие ПРО НАТО. На итоговых пресс-конференциях говорили много, крайне туманно и очень многозначительно. При этом и генсек, и президент, и канцлер бросались из крайности в крайность: то называли Россию серьезной угрозой, то "искренне" хотели с ней наладить "конструктивное сотрудничество".
В итоге после двух дней интенсивных переговоров в обеих европейских столицах ситуация с российско-натовскими отношениями так и осталась предельно запутанной. Противоречивый Столтенберг договорился до того, что торжественно объявил: с Россией НАТО намерено улучшать отношения при помощи угроз. Так и заявил: "До тех пор, пока есть реальные факторы сдерживания, можно, конечно, вести диалог с Россией и пытаться также улучшать наши отношения друг с другом".
Меркель и Олланд, видимо, были настолько сильно озадачены высказываниями Столтенберга, что сами начали друг другу противоречить. К примеру, как сообщает РИА Новости, в пятницу в Париже после переговоров с генсеком Олланд объявил: "Система противоракетной обороны НАТО не направлена против России, она не несет угрозы для российских сил сдерживания и направлена только на то, чтобы обеспечить защиту альянса от потенциальных угроз". И добавил, что об этом "совершенно необходимо" напомнить перед саммитом НАТО, который пройдет в Варшаве 8-9 июня. Олланд также особо подчеркнул, что консультации с РФ по этому вопросу позволяют передать этот посыл Москве, чтобы избежать "непонимания" между сторонами и превентивных мер, которые могут быть "чрезмерными".
Однако непонимания после данного заявления президента Франции стало только больше. Причем не только между Москвой и альянсом, но и между Парижем и Берлином. Ведь накануне после переговоров с тем же Столтенбергом Меркель сообщила журналистам, что предстоящий саммит альянса в Варшаве "будет посвящен угрозам как с Востока, так и с Юга". Но угроза для военной организации, как известно, может исходить только от врага. Кто может представлять для НАТО "угрозу" с Востока? Очевидно, что Меркель говорила о России.
Иными словами, Олланд уверяет, что ПРО НАТО направлено "на защиту альянса от потенциальных угроз". А Меркель называет среди этих потенциальных угроз Россию. Получается, что президент Франции вводит публику в заблуждение, когда заверяет, что ПРО не направлено против России. Или канцлер ФРГ не в курсе, что РФ не входит в число "потенциальных угроз для альянса".
Президент Франции Франсуа Олланд на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом вновь заявил, что система противоракетной обороны альянса не направлена против России.
Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях. Представители США не раз заявляли, что ЕвроПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и России. Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме, а не на словах. НАТО же призывает РФ поверить на слово, что система ПРО не будет применяться против российских сил ядерного сдерживания.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews