07.06.2016 11:00
    Поделиться

    Изделия "Башнефтегеофизика" назвали именами выдающихся ученых

    Новый каротажный подъемник, изготовленный на базе дочернего предприятия ОАО "Башнефтегеофизика" ООО "Сервис-Мастер", отныне будет носить имя Владимира Лаптева - крупного российского ученого-геофизика, кандидата технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Башкирской АССР, автора девяти изобретений, руководителя геофизического кластера "Квант", первого вицепрезидента Евроазиатского геофизического общества, автора и соавтора ста научных работ.

    Новая техника - для новых исследований

    Вручая ключи от новой машины начальнику промыслово-геофизической партии Занфиру Харасову, Владимир Викторович пожелал коллегам выгодных заказов. Также он преподнес и свой подарок - швейцарские часы как символ четкой, надежной, бесперебойной работы.

    Кстати, именно Владимир Лаптев является инициатором создания таких комплексов для исследования скважин, включающих компьютеризованную каротажную станцию с программным обеспечением регистрации и обработки данных. Это стало новым шагом в модернизации производственных мощностей и значительно облегчило работу в промысловой геофизике.

    - Раньше оборудование вывозили на скважину на двух машинах: на одной - лебедку, на другой - регистрирующую аппаратуру, а до этого - вообще на лошадях. Теперь все это умещается в салоне автомобиля. Мы в свое время только мечтали о таком, - говорит Наиль Кабирович Юнусов - живая легенда башкирской и российской геофизики, на протяжении многих лет бессменный руководитель ОАО "Башнефтегеофизика". Его имя ранее также было присвоено одному из подъемников.

    Передвижная каротажная станция снаружи выглядит как просто автомобиль с рабочим модулем, но внутреннее пространство его поделено на несколько отсеков. Главный - лабораторный, где есть место для машиниста лебедки, управляющего этим приспособлением через пульт управления, и оператора станции - он же начальник партии, который регистрирует геофизические данные с помощью цифровой техники, занимающей совсем немного места, проводит их первичную обработку и отправляет их в Уфу - в центр обработки и интерпретации данных. В соседнем отсеке находится лебедка с грузонесущим бронированным кабелем и специальные геофизические приборы. Для всех специалистов, а их обычно в партии бывает трое-четверо, предусмотрены спальные места - почти как в купе поезда, имеется и умывальник, и микроволновая печь, и кондиционер. То есть созданы условия для безопасной работы и комфортного отдыха во время многодневной работы на удаленных объектах.

    Точность гарантирована

    Точность измерений, на основе которых затем делается заключение, гарантирована. Каждый геофизический прибор перед эксплуатацией проверяется метрологами на опытной скважине, находящейся на территории сервисного предприятия.

    - Лет 20 назад на них было 3-5 датчиков, а теперь - десятки, передающих до 30 показателей, - комментирует Наиль Кабирович Юнусов. - Сами приборы выдерживают давление до 1200 атмосфер.

    Датчики геофизических приборов, спущенных в скважину при помощи кабеля, фиксируют данные, позволяющие определить, скажем, где находится нефтяной пласт - он в трех- или пятикилометровой скважине может занимать всего 5-10 метров - и, что не менее важно, его характеристики. При необходимости наверх извлекается проба породы, которую затем подвергается анализу в лаборатории. Информация, снимаемая с приборов, касается не только нефти, но и газа, но также любых других подземных ископаемых.

    Первичные данные отправляются по Интернету и по любым доступным в поле каналам связи в Уфу, где обрабатываются и интерпретируются высококвалифицированными специалистами - геологами и геофизиками. Этот этап - вершина всей производственной цепочки, так как именно от него зависит, каким будет заключение, которое получит заказчик. Пока интерпретатор не оценит качество выполненного задания, специалисты со скважины не уезжают.

    К слову, в геофизической работе вообще не бывает перерывов. Единая диспетчерская служба круглосуточно принимает заявки на выполнение исследований, координируют работу всех партий и подразделений, а Единый центр обработки информации также круглосуточно выдает результаты геофизических исследований.

    Отечественное - в приоритете

    Передвижные каротажные станции - полностью отечественный продукт. Подъемник устанавливается на шасси высокой проходимости типа "Урал" или КамАЗ, оборудование выпускается на различных российских заводах, геофизические приборы - в Уфе.

    В этой сфере мы никогда не зависели от импорта. Хотя опасность такая была. В 90-е годы прошлого века, когда все заводы встали, геофизическая наука стала не нужна и возникла угроза перехода на все зарубежное, этого, к счастью не допустили. Проектный институт переформатировали в научно-производственную фирму, которая освоила научную разработку, проектирование и выпуск полного комплекса аппаратуры и оборудования для проведения геофизических исследований и работ в скважинах. Ведущим мировым компаниям, которым не терпелось поделить между собой этот рынок, осталось лишь кусать локти.

    И с тех пор выпуск передвижных каротажных станций не прекращался. Конечно, кризис и сужение рынка несколько подкорректировали объемы производства, но суть не изменилась.
    Сейчас на ООО "Сервис-Мастер" собирается около 20 новых каротажных подъемников в год, производится ремонт и модернизация устаревшей техники, что полностью покрывает потребности ОАО "Башнефтегеофизика". Один новый подъемник стоит около семи миллионов рублей. Парк подъемников компании в целом насчитывает 200 единиц.

    Каротажные станции предприятия эксплуатируются во всех ключевых нефтедобывающих провинциях России: Поволжье, Западной и Восточной Сибири. Заказчиками работ являются гранды отрасли - "Башнефть", "Роснефть", ЛУКОЙЛ" и многие другие нефтяные компании.

    Теперь, где бы ни находилась техника, ее всегда можно будет узнать по имени. Собственные имена уже получили девять станций. Каждая новая и обновленная машина станет именной. ОАО "Башнефтегеофизика" - первая и единственная из пяти десятков компаний подобного профиля, где появилась такая традиция.

    Идея увековечить таким образом имена корифеев отрасли принадлежит генеральному директору ОАО "Башнефтегеофизика" Рустему Адиеву. Подсказали ее… самолеты, на бортах которых красуются имена известных русских деятелей искусства и науки.

    - Мы провели унификацию каротажных станций, и они стали все одинаковыми, - говорит он. - И для того чтобы различать их, решили сделать каждый именным. Составили список наших ветеранов, которые внесли большой вклад в развитие не только "Башнефтегеофизики", но и всей отрасли. И очередному новому подъемнику присваивается то имя, которое выиграет в конкурсе. Считаю, что это важно, особенно для молодого поколения. Молодежь должна знать ветеранов коллектива, о том, что они сделали для отрасли, тогда и отношение к истории и к собственной работе будет другим - ответственным и осознанным.

    След в истории

    Первые станции еще в 2015 году получили имена выдающихся геофизиков, с которыми связаны целые этапы развития предприятия: одного из первых специалистов-каротажников, бывшего управляющего трестом "Башнефтегеофизика" Серафима Николаевича Миролюбова, бывшего главного инженера Арланского управления геофизических работ Виктора Матвеевича Березина, заслуженного нефтяника БАССР Василия Петровича Диденко, главного инженера треста, одного из организаторов промысловогеофизической службы в Западной Сибири Николая Васильевича Овчинникова.

    В 2016 году новые каротажные станции названы именами таких известных в республике и стране специалистов, как Владимир Сергеевич Дорофеев, заслуженный нефтяник БАССР, участник Великой Отечественной войны Василий Васильевич Чернов, Герман Давидович Арнгольд и Наиль Кабирович Юнусов.

    В период руководства Владимира Сергеевича Дорофеева Арланской промыслово-геофизической конторой были обустроены Нефтекамская база и Краснохолмская экспедиции. Герман Давидович Арнгольд много лет был заместителем генерального директора по экономике ОАО "Башнефтегеофизика". Он автор и соавтор 30 научных публикаций. Разработанные им проекты совершенствования конкретных производственных процессов способствовали эффективности использования дорогостоящей геофизической техники.

    Сообщение о том, что их именами названы каротажные станции, для ныне живущих ветеранов стало приятной неожиданностью, хотя, к сожалению, не все из них смогли присутствовать "на сдаче объекта" и дать напутствие партиям. Специалисты же, получившие эту технику, чувствуют не только гордость, но и огромную ответственность, которую накладывает на них имя человека, вписавшего свою страницу в историю геофизики.

     

    На правах рекламы