Каков же эффект этого мощнейшего союза художников и власти? Приехав в город на два дня, я увидела веселую и деловитую толпу горожан и фестивальных жителей, перебегающую с концерта на вернисаж или летящую на автобусах и такси в ближайшие загородные пространства с их уникальными ландшафтами и грандиозными концертными программами.
Создатели фестиваля смогли создать его особую "географию", в которой традиционные площадки и новые арт-объекты, связанные с жизнью Андрея Платонова, естественно и празднично встретились с пейзажами и образами его обжигающей прозы.
Ну вот хотя бы так: накануне фестиваля открылся новый арт-центр "Коммуна", расположенный в здании бывшей типографии газеты "Коммуна", для которой когда-то писал тексты молодой корреспондент Платонов. В нем разместилось сразу несколько фестивальных экспозиций и инсталляций, важнейшая из которых "Незавершенный Эйзенштейн" посвящена истории создания, рисункам и кадрам из неоконченного фильма "Восставшая Мексика". В ее рамках ежедневно показывались фильмы мастера и связанных с ним режиссеров. Наум Клейман и другие историки кино прочли серию незабываемых лекций, а этажом выше основательно расположились два выдающихся художественных проекта.
Один из них - "Практики взросления" известного сценографа и художника Александра Шишкина-Хокусая, огромная и волнующая инсталляция. Сотни и сотни вырезанных из фанеры силуэтов детей в самых разных одеждах или вовсе без них сидят точно в огромном классе, а перед ними - взрослые учителя, сами ищущие свое место в этом огромном мире. Неожиданно какие-то фигурки оказываются в скрытых коридорах и комнатах. Присев на минутку, они застывают перед реальной дверью или стеной с обшарпанной штукатуркой. Прошлое и будущее, масса и личность, познание и одурманивание - в таких платоновских образах размышляет зритель этой необычной выставки.
Пляж мелового карьера Белый колодец, странно напоминающий воронежские пейзажи, в которых снимался фильм Александра Сокурова "Одинокий голос человека", стал площадкой для огромного концерта Музыки мира, где звучали голоса Гвинеи, Южной Кореи, Марокко и Литвы.
Целая серия незабываемых и уникальных концертов (например, впервые в России - Камерата Королевского оркестра Концертгебау из Нидерландов, прошла в великолепном парке перед Дворцом принцев Ольденбургских в Рамони, реконструированным совсем недавно.
Еще более невероятным казалось то, что театральная программа фестиваля открылась спектаклем едва ли не самого именитого мирового режиссера современности - Роберта Уилсона. Поставленные им в Национальном румынском театра Крайовы "Носороги" Эжена Ионеско оказались запоздалым ответом на обещание, которое Уилсон дал в начале 70-х автору великой антифашистской пьесы. А закрывалась она удивительным спектаклем парижского театра (его еще называют театром Питера Брука) Буфф дю Нор "Дидона и Эней" по мотивам оперы Перселла и другим материалам. И это помимо "Чевенгура" московского театра "Около дома Станиславского", "Трех сестер" новосибирского "Красного факела" и почти двух десятков спектаклей, заполнивших все театральные площадки города.
Это не говоря о десятках встреч, выставок, концертов, ежедневно проходивших в фестивальной программе. Например, один из выдающихся филологов, писатель Андрей Аствацатуров не только представил свой новый роман, но и прочел лекцию о романе Фолкнера "Шум и ярость".
Ну, а 6 июня председатель Попечительского совета губернатор Алексей Гордеев вручил ежегодную Платоновскую премию, на этот раз - кинорежиссеру Александру Сокурову, чей фильм "Одинокий голос человека" (1978-1987) стал важнейшим вкладом в рефлексию об Андрее Платонове.