15.06.2016 20:35
    Поделиться

    Платоновский фестиваль закрылся "крокодиловыми слезами"

    Российская премьера "Дидоны и Энея" по мотивам оперы Генри Перселла стала эффектным финалом VI Платоновского фестиваля в Воронеже. За 13 дней здесь прошло около сотни мероприятий.

    - Фестивальные события посетило 77 тысяч человек - на десять процентов больше, чем в 2015-м. Видимо, так выросли за год зарплаты и экономика Воронежской области, - пошутил губернатор Алексей Гордеев. - Важно, что все это время в городе звучало имя Платонова. Не устаю повторять его фразу: "Все возможно, и удается все, но главное - сеять души в людях"… Есть у руководителей счастливая возможность - проснуться, подумать и принять справедливое решение. Вот таким экспромтом стало решение наградить коллектив дирекции Платоновского фестиваля почетным знаком "Благодарность земли Воронежской".

    На закрытии показали спектакль "Крокодил-обманщик / Дидона и Эней", в 2014 году признанный лучшей музыкальной постановкой Франции (по оценке Академии Мольера). Для знаменитого театра "Буфф дю Нор" ее сочинила независимая компания "Жизнь коротка".

    - Мы очень любим оперу Перселла, много раз слушали и играли эту музыку с друзьями. И однажды решили сделать на ее основе спектакль. Не воспроизводить классический оперный канон (оркестр в яме, статичные певцы на сцене…), а раскрыть историю разнообразными средствами, - пояснил актер Самюэль Ашаш, для которого "Крокодил-обманщик" стал режиссерским дебютом. - Репетируя оперу, основное внимание обычно уделяют музыке. Мы придумали массу отклонений от либретто и партитуры, включили отрывки из других произведений Перселла, пантомиму, драматические этюды. Музыка барокко не нуждается в осовременивании, она и так с 1970-х очень востребована, ее часто играют на аутентичных инструментах. У нас исполнители - джазовые музыканты, они все время находятся на сцене и кое-где импровизируют.

    По мнению историков, импровизация в опере Перселла предполагалась изначально (как и в барочной музыке вообще). Композитор написал ее в конце XVII века ради спектакля в пансионе для девочек. Партитура не сохранилась полностью, и те, кто ставил "Дидону и Энея", неизменно дописывали фрагменты музыки либо дополняли ее чем-то еще - например, танцевальными вставками. Произведение не требует виртуозного владения инструментами, поэтому доступно и тем, кто не играет классику на профессиональном уровне.

    Как в эпоху Ренессанса (или в художественной самодеятельности любой эпохи), артисты в спектакле умеют делать все - поют, играют в оркестре, веселят публику скетчами. И, надо сказать, на высоком уровне. С отличной артикуляцией, так часто подводящей оперных солистов средней руки. "Крокодил-обманщик" подкупает кажущейся легкостью - арии сменяются клоунадой, в пещере колдуньи срабатывают физические "игрушки", сконструированные будто по журналу "Юный техник". Большую часть спектакля французы болтают и забавляются с нехитрым реквизитом, но знаменитый "Плач Дидоны" в финале напоминает о том, что намерения авторов были вполне серьезны.

    - Все 14 участников были соавторами постановки, предлагали дополнительные сюжеты, пути развития темы - иногда провокационные. Мы играли с оперным каноном, как дети. Нами двигало желание не осовременить произведение Перселла, а высветить в нем нюансы, дать ему новую жизнь, - подчеркнула второй режиссер, танцовщица Жанна Кандель.

    Свои цели и методы постановщики решили объяснить "на берегу": до начала действия на сцену вышел Самюэль Ашаш и пространно рассказал, как они хотели показать гармонию сфер, как гармония поверяется математикой, что такое негативное познание ("вы освобождаетесь от всего, что только можно, и видите суть")… "Чтобы пересечь море по-настоящему, нужно плыть не по поверхности, а в глубину - хотя бы это и называлось кораблекрушением". Так Иона побывал во чреве кита и был извергнут обратно. Так Дидона бросилась в любовь с головой и погибла. И так далее, и тому подобное.

    Попытка настроить публику на восприятие спектакля (сама по себе похвальная) оказалась слишком философской для зрителя, жаждавшего увидеть историю любви. За длинной преамбулой последовал длинный скетч: группа криворуких патологоанатомов исследует воображаемый труп женщины, умершей от любовной меланхолии. Они делают трепанацию черепа, проваливаются внутрь, видят, что рассудок совершенно поврежден, сердце обуглено, печень ссохлась… И только тут наконец начинает звучать Перселл, появляется карфагенская царица Дидона и герой Троянской войны Эней. Они чуть не поженились, но злые духи внушили Энею, что Юпитер против их брака. Герой решил покинуть невесту, потом передумал, но было поздно - Дидона не верит в его "крокодиловы слезы" и покидает этот мир.

    В спектакле с юмором обыграны особенности музыкального барокко. В партиях певцов фразы и без того повторяются по многу раз - артисты же вдобавок "анонсируют" содержание арий, доводя прием до абсурда.

    У Перселла эта опера - единственное театральное сочинение, где нет разговорных диалогов - только вокальные. Французы, наоборот, насочиняли уйму разговоров и тем самым несколько смазали впечатление от красивой музыки и пения. Так или иначе, воронежцы познакомились с интересным образцом современного музыкального театра.

    Справка "РГ"

    Шестой Платоновский фестиваль искусств шел в Воронеже со 2 по 14 июня. За это время здесь состоялось около ста спектаклей, концертов, выставок, литературных встреч и киносеансов. Многие проекты были показаны впервые в России. Участники представляли 20 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Половину билетов - а всего их было почти 23 тысячи - раскупили за три февральских дня. Бесплатные события позволили расширить аудиторию до 77 тысяч человек. Самыми массовыми мероприятиями стали парад уличных театров, книжная ярмарка, опен-эйр "Музыка мира в Белом колодце" и фестивальная ночь в музее имени И. Н. Крамского.

    К слову, выставки Платоновского в этом музее еще работают: до 10 июля - "Когда я вырасту", до 31 июля - "Живу и вижу". До конца июня можно посетить экспозицию, посвященную Камерному театру Таирова и Коонен, - в зале на улице Кирова, 8.

    Поделиться