29.06.2016 21:55
    Поделиться

    Чем российские ягоды отличаются от импортных

    Как отличить российские ягоды от импортных
    Ягодный период этого лета может оказаться не таким сладким. За последние два года импорт клубники, земляники, малины и вишни серьезно снизился, а свое производство не увеличилось.

    Клубники и земляники за первый квартал 2016 года в Россию привезли на 17% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют расчеты Центра международной торговли (ЦМТ). А по итогам 2015 года импорт и вовсе упал вдвое. Также в прошлом году просели поставки малины.

    Снижению поставок способствовали ограничения на ввоз ягод из Турции и стран, которые ввели санкции против России. А также рост валютных курсов. В рублевом выражении цена выросла, и не все поставщики готовы были рисковать и везти ягоду без гарантий найти на нее покупателей. К примеру, если в 2015 году стоимость килограмма клубники была на уровне 200-250 рублей за килограмм, то в этом году уже 300-350 рублей.

    Сегодня в числе поставщиков появились новые игроки: Армения, Индия, Кения. Но они имеют небольшой объем: 10 тонн у Армении, у остальных не более 1,5 тонны ягод. Также желание заполнить российский рынок сельскохозяйственной продукцией высказывают поставщики из Казахстана и Киргизии. У них, как у членов ЕврАзЭС, есть преимущества в перемещении грузов через границу, но серьезных объемов поставок ягод через эти страны ЦМТ пока не отмечает.

    В результате второй год подряд главным поставщиком, например, клубники в Россию становится Белоруссия. Рост поступления ягод из этой страны был стремительным. Если в 2014 году Белоруссия поставляла в Россию 142 тонны клубники, то в 2015 уже 1,572 тыс. тонн.

    "Белоруссия стала одним из крупных поставщиков клубники и черешни, и даже киви", - отмечает Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. "Впрочем, сейчас бывает сложно понять, откуда на самом деле пришел товар", - говорит эксперт. Специалисты этого рынка разводят руками, на ягодных прилавках уже давно производитель и поставщик - это совершенно разные государства.

    "Греческая клубника приходит поставками из Сербии, через Азербайджан идет турецкая ягода, польская - через Белоруссию", - говорит член Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин. Кроме того, заграничная ягода часто маскируется под отечественную. "Вроде продается астраханская ягода, - рассказывает эксперт. - Беру сертификат, выданный на 19 тонн. Звоню в Астрахань. Выясняется, что это предприятие ягоду не производит, а торгует ягодами, грибами и консервами. А всего в Астрахани валовой сбор ягод земляники - 10 тонн".

    По оценкам экспертов, чтобы засадить гектар земляникой, нужен объем инвестиций от 700 тыс. до 1 млн рублей на гектар. Для большого рывка у наших селян просто нет средств. "Просто в момент, когда крупная партия распределяется среди мелких перекупщиков, она превращается из импортной в отечественную", - считают эксперты.

    Вывести продавцов на чистую воду поможет знание рынка.

    Итак, запоминайте.

    Встретить на московском рынке ягоду из южных районов России в этом году сложно, поясняет Грудинин: "В Краснодарском крае были сильные и продолжительные ливни. Из-за этого местные производители не могли отправить свою ягоду дальше Сочи. Мокрая ягода 1200 км не проедет". Кроме того, 10 июня сезон сбора ягод на российском юге закончился. Но еще месяц вы будете видеть якобы "краснодарскую", "кубанскую" и "крымскую" ягоду на прилавке".

    Не обманитесь!

    Следом за югом клубничный сезон стартовал в Воронежской и Тамбовской областях, но производство ягоды в этих регионах небольшое, ягода практически полностью уходит на потребление внутри региона. В середине июня ягоду собирают в хозяйствах Тульской, Московской, Ленинградской областей. На столичные прилавки местная клубника начала поступать 15 июня. Стартовую цену производители собираются назначить в 330 рублей за килограмм, а дальше ориентироваться на спрос покупателей.

    Также в этом году на рынке может быть больше малины. Некоторые поставщики малины показывают готовность вернуться на российский рынок. По итогам первого квартала в страну поступило ягоды на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также готов к восстановлению рынок вишни и черешни. По итогам первого квартала поставки показывают рост, хоть и на робкие 3,5%.

    Поделиться