01.07.2016 10:25
    Поделиться

    "Аттестат зрелости": глубокая драма о жизни в стране, ставшей "лишней"

    Новый фильм румынского режиссера Кристиана Мунджиу "Аттестат зрелости" (или "Выпускной"; в оригинале - Bacalaureat), получивший в этом году премию Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, - как нельзя более убедительное доказательство того, что явление "новой румынской волны"  в кинематографе - не только локальный культурный феномен, но явление, способное затронуть сердца тех, кто не знаком со спецификой жизни в постсоциалистическом обществе.

    Для отечественного зрителя почти каждая реплика открывает дверь в коридор размышлений о судьбе современного человека, осмысления того, что происходит или произошло с теми, кто вокруг нас - абсолютно разными людьми, принадлежащими к нескольким поколениям. И эта принадлежность зачастую определяет их умонастроения и жизненный выбор больше, чем собственные достижения, идеалы и интересы. В повседневной реальности всех стран, в недавнем прошлом принадлежавших к социалистическому блоку, много поколений, невыносимо много. Новая генерация рождается примерно раз в пять лет и, подрастая, берет на себя часть душевного бремени тех, кто идет перед ними, не совсем понимая, чем именно их наделила природа и суровая учительница жизни, история.

    В жизни провинциального румынского врача Ромео Альдеа и его жены Магды много проблем. Они давно не любят друг друга, но смирились с этим, так как семейные неурядицы - это только вершина айсберга обманутости и недовольства жизнью, с которыми они встречают новый день. Однако они продолжают жить вместе, прежде всего - для блага единственной дочери Элизы.

    В 1991-м году они возвратились в Румынию из эмиграции для того, чтобы строить новое общество. Возвратились как люди, верные социалистическим идеалам - строительству светлого будущего. Но это чистое и благородное желание, как и в добрых трех десятках других стран, натолкнулось на неумение действовать, неся личную ответственность, создавая гражданское общество и новые государственные институты с нуля. И сколько же этих прекраснодушных людей погибли, не сумев справиться с обрушившейся на них социальной несправедливостью, неумолимой хваткой рыночной экономики, выброшенностью за пределы профессии, в один момент ставшей ненужной.

    Родители Элизы, как кажется, справились лучше многих. Но - только на первый взгляд, так как по сути выбрали эскапизм. Работая на износ, не испытывая от этого ни малейшего удовольствия, они смогли обеспечить хорошее образование своей дочери в надежде, что та уедет из Румынии и начнет на чужбине ту жизнь, которую не удалось прожить ее родителям. Послушная и исполнительная девочка оправдала ожидания родителей сполна. Принимая их жертву… как нечто само собой разумеющееся? Конечно, ведь они растили ее не для "этой" жизни, для ее же блага сделав за нее осознанный выбор. Только Элизе от этого не легче. Она не испытывает благодарности, страдая, чувствуя себя опутанной внутренним долгом из-за жертвы, которые родители принесли, ее не спрашивая. Может, лично ей это и не было нужно. Но кто ей объяснит хотя бы разумность намерений родителей, если ее отношения с ними не имеют обратной связи? Ей все отдают, ее наполняют, как некий сосуд, не слушая, не дожидаясь ее реакции.

    Родителям-идеалистам, растившим дитя "не для этой жизни", приходится в один момент показать, насколько они вписаны в систему отношений, которую они всегда презирали, но с которой по умолчанию мирились. Она ведь, как и Элиза, выросла у них на глазах: взятки, знакомства, просьбы, благодарности, звонки… для западноевропейского зрителя это чаще всего определяется емким понятием "коррупция". Но для общества, у которого нет роскоши жизни в государстве со столетиями отлаженными общественными и государственными структурами, все это является человеческим каркасом, удерживающим от коллапса стремительно съеживающееся государство, снявшее с себя многие обязательства. Где провести грань между взаимопомощью и личной выгодой, вовлеченностью в жизнь близких и необходимостью идти своей собственной дорогой? Для миллионов, у которых в одночасье отняли все, а также для их детей выбор бывает только черно-белым. Иначе… слишком больно.

    И главный экзамен на аттестат зрелости Элизы-Румынии только предстоит. Пора, пора домой - во всех смыслах этого слова. Невозможно жить здесь и сейчас, грезя о не случившемся или об отъезде. Элиза, будь смелой. Ты здесь нужна, дома. Пожалуйста, не уезжай.

    5.0

    Поделиться