"Новости с планеты Марс": комедия о том, что сходить с орбиты нельзя

Фильм Доминика Молля "Новости с планеты Марс" (Des nouvelles de la planète Mars) рассказывает о жизни добропорядочного Доминика Марса - понимающего бывшего мужа своей жены-репортера, заботливого отца двоих детей, внимательного брата, ответственного члена общества и "эффективного" работника IT-индустрии.

Но эта "нормальность" не обусловлена, судя по всему, никакими морально-этическими ценностями. Видимо, поэтому Марс живет подчеркнуто "нормально", но - сжав зубы, заглушая внутренний диалог, регистрируя, но не анализируя то, что происходит вокруг. От созерцания этого тихого омута, жутковатого из-за скрытой параноидальности поведения главного героя, становится резко не по себе.

И в один день карточный домик Марса разрушается до основания явлениями окружающей действительности, где жизнь героя вдруг начинают определять многочасовой саммит лидеров ЕС по вопросам кредитно-денежной политики, распространение среди окружающих обсессивно-компульсивных расстройств, "современное искусство", защита прав животных, вегетарианство, хищническое стремление стать лучше других у части представителей молодого поколения, уравновешивающееся безразличием к жизни и преждевременным физиологическим взрослением других… Весь этот коктейль модных трендов, выбившихся в лидеры, как кажется, именно в силу своей абсурдности и медийной заряженности, не оставляет камня на камне от жизни бедного и несчастного идеалиста.

Фильм изобилует шутками, зачастую не менее беспомощными, чем хаотические действия самого главы семейства. И хотя фильм остается верен канонам жанра - в конце следует несколько "прозрений" главных героев, - единственным стойким ощущением остается недоумение.

Вероятно, режиссер затронул глубоко беспокоящую его тему существования человека в условиях современной реальности, критериев нормального поведения, которые с каждым годом все больше размываются как новыми представлениями и норме и допустимом, так и все большей вовлеченностью каждого в глобальные процессы с ущербом для психики. Эти вопросы, без сомнения, крайне актуальны.

Но если формирование сюжетных линий имеет черты закономерности, то разрешение многих затронутых в ленте конфликтов носит либо сугубо ситуативный характер, либо вообще ничем не обусловлен. Режиссер глубокомысленно смотрит на понравившееся ему сочетание узоров в постмодернистском калейдоскопе и дорисовывает условные причинно-следственные связи между желаемым результатом и показанными событиями, не особо заботясь об осмысленности своих действий. А может - и вправду не надо множить сущности? Ведь в любом случае кому-то фильм покажется смешным.

2.5