"Сьераневада": Новая работа режиссера "Смерти господина Лазареску"

Новый фильм румынского режиссера Кристи Пуйу "Сьераневада" стал событием Каннского фестиваля этого года, войдя в список номинантов на Золотую пальмовую ветвь. Загадочный автор "Смерти господина Лазареску" (Moartea domnului Lazarescu) и "Авроры", прервавший свое вынужденное шестилетнее творческое молчание, создал трехчасовое наблюдение за отмечанием сороковин главы рядовой румынской семьи, проживающей в Бухаресте.

За три часа повествования режиссер растворяет зрителя в событиях одного дня, который, хотя и имеет особое значение для всех собравшихся родных и близких усопшего, в первую очередь обостряет конфликты между участниками повествования, высвечивая их непростые отношения с реальностью. Эти противоречия загоняются глубоко внутрь и прорываются именно в такие минуты, так как ежедневная суета и борьба за выживание не оставляет времени на коллективные размышления о собственной жизни.

В одном из своих немногочисленных интервью режиссер подчеркнул, что хотел оставить своих соотечественников (и не только) наедине с фрагментами той реальности, которая их окружает каждый день. Ведь не разобравшись со своим прошлым и настоящим, не обнаружив свои потаенные страхи и не сформулировав для себя собственные желания, невозможно двигаться дальше. А эскапизм приобретает различные формы: это может быть существование в придуманной реальности, выбор развлечений - неумеренное увлечение европейцев голливудским кино. То, что зрителям приходится увидеть со стороны, одновременно жестоко в своей неумолимости и проникновенно в силу особой осторожности, с которой режиссер подходит к историческим, идеологическим и моральным дилеммам, заставляющим человека ходить по замкнутому кругу.

Все происходящее на экране понятно каждому из нас. Это "загнанность" современных родителей, для которых грядущий детский праздник дочери превращается в огромную проблему - кто знал, как выглядит диснеевская Спящая красавица? Это желание сделать что-то хорошее родителям, всю жизнь проработавшим на государство, наталкивающееся на их раздражение от того, что они чувствуют себя опекаемыми и зависимыми от своих детей. Это тотальное недоверие ко всему и потаенное желание снять с себя ответственность за собственную жизнь, увлекшись теориями заговора, питаемыми бесконечными материалами из интернета. Выяснение "правды" о событиях 11 сентября или расстреле журналистов Charlie Hebdo занимает все свободное время одного из молодых людей - Габи.

Это - тотальный идеологический разрыв между представителями различных поколений, где каждый в большей или меньшей степени оперирует мифами и не слушает другого. Пожилая женщина упрекает соседку за ее оторванность от действительности, справедливо указывая на достижения коммунистов в социальной сфере, о которых современная молодежь даже не задумывается, пользуясь правом на бесплатное образование и многим другим. Но она же демонстрирует удивительную черствость, осуждая всех вокруг и сожалея об отсутствии методов убеждения недавнего прошлого. А ее собеседница, выдавая весь набор лозунгов девяностых о предшествующем государственном строе, оценивает его через причудливую мозаику личной мифологии, рассуждая о недавней истории страны с позиций альтернативного прошлого, в котором в Румынии была бы сохранена монархия. Ну а то, что впервые пошатнуло монархию в этой стране задолго до создания Народной Республики Румыния, она, конечно, игнорирует.

Наблюдение за происходящим осуществляется через оптику невидимого участника событий, в котором можно угадать скончавшегося главу семейства, душа которого в последний раз, на сороковой день, посещает людей и места, с которыми была связана его земная жизнь. За житейскими склоками и треволнениями начисто забывают покойника, а столь тщательно подготовленная церемония поминовения превращается в неразбериху. Глядя на все это, в очередной раз задаешься вопросом: почему в тех странах, которые не погрязли окончательно в развлечениях потребительского рая, где люди в большинстве своем склонны к глубокой рефлексии, она остается беспомощной и бесплодной? Почему за пределами их квартиры начинается ледяное царство Сьерра-Невады, горный массив человеческого отчуждения?

Отличие этого и многих других современных румынских фильмов, которые традиционно получают теплый прием у нас в стране, от остросоциальных произведений российского кинематографа состоит, прежде всего, в том, что в них нет ненависти к своей истории, презрения к людям и ниспровержения идеалов. Подход Кристи Пуйу похож на осторожный и уважительный к человеческим слабостям осмотр больных (ведь неслучайно главным героем оказывается сын покойного - Лари, врач по профессии), призванный облегчить их недуги, а не на эскапады гробовщика, прячущего свой страх за циничными шутками.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

4.5