"Сила воли": байопик о великом спортсмене, снятый "для галочки"

В России вышел байопик о знаменитом американском чернокожем легкоатлете Джесси Оуэнсе, выигравшем четыре олимпийских "золота" на Олимпиаде 1936 года в Третьем рейхе. Оригинальное название - Race - насколько остроумно, настолько и труднопереводимо: здесь можно увидеть и "Расу", и "Гонку". Так что в отечественном прокате фильм получил вывеску "Сила воли" - тоже, впрочем, несколько двусмысленную (ну, хоть не "Триумф").

История выдающегося спортсмена чрезвычайно ярка и, понятное дело, успела обрасти массой мифов - как и вообще гитлеровские Игры, триумфатором которых он стал. Легенды в "Силе воле" эксплуатируются с усердием. Среди них - и случай с отказом главы рейха поздравить афроамериканца с победой. Несмотря на широкую известность, достоверность этого эпизода подвергалась сомнениям или опровергалась некоторыми из современников - в частности, самой Лени Рифеншталь, снимавшей тогда свою знаменитую "Олимпию".

В жизни Оуэнса, однако, хватало и фактов, которые на фоне любых легенд смотрятся весьма впечатляюще. К ним, конечно, относится невероятно трогательный случай, когда немецкий спортсмен Луц Лонг подбежал поздравить чернокожего конкурента, уступив ему в честной борьбе в прыжках в длину. Это стало началом их удивительной дружбы - переписывались они вплоть до гибели немца на фронте в 1943 году (по печальной иронии судьбы это произошло 14 июля - ровно за 73 года до премьеры фильма в РФ).

Но создатели "Силы воли" расставляют акценты с агрессивной прямолинейностью, поэтому Лунг превращается в самого настоящего диссидента, мечтающего свергнуть режим. Как и Рифеншталь, постоянно осмеливающаяся дерзить схематично-отмороженному Геббельсу. Все это перемежается с до умиления высокопарной риторикой о недопустимости политизации спорта - сегодня это звучит особенно забавно, не правда ли?

Помимо склонности авторов к упрощениям, картине вредит их любовь к штампам, которые надоедают уже в первой части фильма, посвященной отношениям классической пары "тренер-спортсмен". Стэфан Джеймс и Джейсон Судейкис постоянно с обескураживающей серьезностью хмурят брови и с уморительным пафосом принимают очередные "волевые решения", не уставая произносить изнурительные банальности.

В ленте не избегают болезненной и не самой любимой (по понятным причинам) американским кинематографом темы расовой сегрегации в США, и она даже звучит финальным аккордом перед самыми титрами. Но в целом этот ничуть не менее (даже наоборот), чем поездка в нацистскую Германию, важный для Оуэнса момент отображен довольно невнятно. "Для галочки".

Такое впечатление - "снято для галочки" - производит и весь фильм. Биография Джесси Оуэнса, несомненно, достойна большего. 

2.5