Поделиться

    В России испытали прототип первого атмосферного спутника

    В России прошли успешные первого отечественного атмосферного спутника на солнечных батареях "Сова". Беспилотный летательный аппарат, который годами способен висеть в воздухе, питаясь солнечной энергией, благополучно совершил двухсуточный беспосадочный полет. Проект реализуется Фондом перспективных исследований и научным коллективом компании "Тайбер".

    - Летные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями полностью подтвердили работоспособность принятых технических решений. Продолжительность экспериментального полета составила 50 часов на высоте до девяти тысяч метров, - сообщили "РГ" в пресс-службе компании Фонда перспективных исследований.

    Разработчики пока не раскрывают всей информации по атмосферному спутнику. Известно только, что прототип весит 12 килограммов и имеет девятиметровый размах крыла. Конструкция беспилотного аппарата изготовлена из материалов, имеющих высокую прочность, малый вес и рассчитанных на длительную непрерывную эксплуатацию. Связь с атмосферным спутником осуществляется по нескольким защищенным радиоканалам. Полет проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться с земли оператором.

    Также сообщается, что в ходе испытаний беспилотный аппарат показал высокую стабильность работы аккумуляторных батарей, стойкость к турбулентности и сложным метеоусловиям. Уникальность российского беспилотного аппарата состоит в том, что конструкция, аэродинамика и система управления делают возможным полет с более низким энергопотреблением по сравнению с аналогами, что расширяет географию полетов.

    - Используя гибкое, равномерно нагруженное крыло со сверхвысоким удлинением, распределенную систему управления, последние достижения российских ученых в области материаловедения и энергообеспечения мы намерены сдвинуть область полетов атмосферных спутников в северные широты,- прокомментировал разработку представитель компании "Тайбер". Способ управления подъемной силой крыла по всей его длине в полностью автоматическом режиме стал возможен благодаря инновационным алгоритмам синхронизации нескольких автопилотов.

    Как сообщили "РГ" в конструкторском бюро, длительность полета "Совы" была ограничена не возможностями модели, а исключительно решением руководителя испытаний о достаточности цикла для подтверждения заявленных характеристик. Конечной целью проекта является экспериментальное подтверждение возможности обеспечения сверхдлительного полета на всех широтах России, в том числе и на широтах выше 66,5 градусов. С помощью атмосферного спутника на солнечных батареях можно решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в полярных широтах, а также создать сеть автономных ретрансляторов радио и видеосигналов, а также интернета практически над всей территорией страны.

    - Эти функции обычно выполняют космические аппараты, которые имеют высокую стоимость и при этом далеко не в полной мере удовлетворяют решению задач, особенно в части обеспечения реального масштаба времени наблюдения. Беспилотный аппарат на солнечной энергии выполнит эти миссии более эффективно и с меньшими затратами, чем искусственные спутники земли, пилотируемые летательные аппараты либо беспилотники на топливных элементах, - считает заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Игорь Денисов.

    Отметим, что начало летных испытаний второго прототипа комплекса "Сова" с размахом крыла 28 метров, который должен будет подняться на высоту 20 километров, запланировано на сентябрь 2016 года.

    Поделиться