05.08.2016 12:03
    Поделиться

    Как студенты из России делают приложения для глобальной аудитории

    Молодой человек в футболке с надписью 1Blocker стоит в огромной очереди из разработчиков перед входом в концертный зал в центре Сан-Франциско. Через несколько минут внутри глава Apple Тим Кук и его коллеги покажут, как будут выглядеть следующие версии iOS и macOS. А пока к парню время от времени подходят другие люди из очереди, жмут руку, благодарят его за приложение, название которого красуется на футболке.
    Вся эта сцена происходит в начале июня - каждый год в это время Apple устраивает большую конференцию для разработчиков, WWDC. Попасть на нее - большая удача для любого, кто хоть раз загружал свою программу в магазин приложений AppStore. Несмотря на то, что сами билеты на конференцию стоят 1600 долларов (без учета перелета и жилья), желающих так много, что их приходится разыгрывать в лотерею. Победил - получил право заплатить за участие.
    Молодого человека в очереди зовут Салават Ханов, ему 24 года и он недавно закончил университет в родной Уфе. Приложение 1Blocker, разработанное им и его братом Ринатом, позволяет отключать нежелательный контент на любых сайтах - баннеры, коды счетчиков, виджеты, кнопки социальных сетей. Благодаря этому экономится трафик и заряд батарейки смартфона или ноутбука.
    Салават - один из 5 молодых программистов из России, которые побывали на WWDC в этом году бесплатно и без лотереи. Их выбрали в Apple как победителей конкурса приложений для студентов WWDC Scholarships.
    Идея 1Blocker пришла к Салавату во время посещения одной из предыдущих WWDC, тогда еще в качестве платного участника. "Apple как раз представила возможность добавлять расширения-блокировщики в Safari. Я понял, что нужно сделать приложение для широкого круга пользователей, которое было бы интересно всем. И остановился на блокировке контента”, - рассказывает Салават.
     
    Рэперы, поэты и губы - всё в игру
    Еще один разработчик из России, побывавший в этом году на WWDC, - 20-летний Андрей Володин из Воронежа. Андрей учится на 3 курсе местного университета на факультете прикладной математики, но уже и сам преподает: ведет курсы по языку программирования Swift (на нем пишут приложения для iOS) для младшекурсников.
    Андрей разрабатывает мобильные игры и уже сделал две: в одной нужно быстро красить пальцем появляющиеся на экране губы, в другой - угадывать, кто написал стихотворный отрывок - рэпер или поэт. Последнее вышло, кстати, еще до нашумевшей в феврале истории о том, как школьница из Хабаровска прочитала на уроке текст песни рэпера Оксимирона, выдав его за стихи Мандельштама.
    Свою следующую игру - головоломку с геометрическими задачами- Андрей делает уже два года: графику, музыку, игровые механики. Приложение, которое обеспечило ему победу в конкурсе от Apple и поездку на WWDC, он тоже создал, чтобы облегчить процесс разработки игры. В AppStore оно пока недоступно. "Мне нужно отрисовывать элементы игры в определенном стиле. Я беру заготовки, обрабатываю их в этом приложении и получаю нужные векторные изображения. А для всех остальных людей это как еще один забавный фильтр для Instagram”, - объясняет Володин.
     
    Подготовка программиста
    Как и в случае с любыми современными технологиями, образовательные программы по информатике и программированию даже в высших учебных заведениях не поспевают за развитием индустрии. Амбициозным разработчикам приходится всему учиться самостоятельно.
    "Многие говорят, что невозможно научить быть программистом, необходимо самообучение. Я с этим согласен. Практически всему, что я умею, научился сам”, - признается Андрей Володин.
    Его подход - начинать делать настоящий проект, пусть даже слабый, но с прицелом на публикацию в официальном магазине приложений. "Такой опыт гораздо полезнее, чем работа над тестовыми образцами. Ты решаешь конкретные вопросы, а когда совершаешь микропобеду, потраченное время не замечается. Когда вышло моё первое приложение и его скачали 400 моих друзей, это было потрясающее чувство”, - смеется он.
    Салават Ханов жалуется на отсутствие преподавателей-практиков в своем вузе - по его словам, их было буквально 2-3 человека на кафедру. Зато развит корпоративный хантинг - когда люди из ИТ-компаний проводят серию практических занятий, а потом нанимают перспективных студентов.
    При этом специалистов постоянно не хватает. "Я думал, что так только в Уфе, но поговорил с разработчиками из Яндекса и оказалось, что так везде”, - сетует Салава Ханов. В то же время, по его словам, российские программисты очень конкурентоспособны - не в последнюю очередь из-за экономических причин. "Другим странам более выгодно нанимать программистов из России,потому что им можно меньше платить. Например, старший разработчик из России обойдется как средний разработчик-американец. При этом первый будет очень доволен своей зарплатой”, - объясняет Салават.
     
    Как попасть в New York Times
    Чтобы добиться успеха, недостаточно просто делать хорошие приложения - нужно уметь их продвигать, и молодые русские разработчики это прекрасно понимают.
    "Я изначально был нацелен на американский рынок. За две-три недели до релиза я нашел адреса электронной почты редакторов отраслевых СМИ из США и стал писать им, предлагая демо-версию”, - рассказывает Ханов.
    1Blocker’ом заинтересовались: сработало то, что приложение использовало новую, ранее недоступную возможность iOS. В итоге про него даже написали в New York Times, сравнив расход заряда батареи смартфона с учетом и без учета использования приложения.
    Салават только на этом опыте останавливаться не собирается: "Ближайшие пару лет я хочу поработать на себя и пройти все этапы: от разработки и исследования рынка до выпуска в магазин, маркетинга. Я хочу знать всю картину целиком, а только потом устроиться куда-то”.
    Его можно понять: 1Blocker стал прибыльным и позволил Ханову купить, к примеру, автомобиль и квартиру в Уфе. "Если вам не страшно рисковать, лучше сделать свое приложение, чем сразу устроиться в другую компанию и получать определенную сумму в месяц”, - уверен он.
    Андрей Володин в будущем хочет продолжать разрабатывать игры, но уже не один, а в составе команды - в одиночку все-таки тяжело. "Доделаю игру, а если с ней не получится, использую ее как портфолио и устроюсь куда-нибудь. Тем более в России почти нет крутых команд, есть пространство для роста”, - объясняет он.
    Драйв, который захватывает разработчика, когда он видит, как его продуктом начинают пользоваться люди по всему миру, заразителен. "Там, в Сан-Франциско, я просто понял, что надо идти за мечтой”, - говорит Андрей Володин.
    Поделиться