Поделиться

    В России началась работа над проектом воздушного космодрома

    Россия в полном масштабе вернулась к идее воздушных стартов космических аппаратов. В частности, сейчас ведутся работы по перспективному проекту "Вьюга", в котором выводить в верхние слои атмосферы ракету-носитель и космический аппарат будет грузовой Ил-76.

    Как сообщает портал "Новости ВПК", этот проект предусматривает, что ракета-носитель вместе с объектом, который необходимо вывести в космос, будет стартовать не с земного или морского космодромов, а с высоты в 10 -15 километров, с борта грузового самолета.

    Как объясняют разработчики проекта, это позволит существенно сэкономить мощность двигателей ракеты-носителя, так как они будут запускаться в сильно разряженной атмосфере, а значит не потребуются затраты топлива на преодоление воздушного сопротивления.

    Кроме того, использование грузового самолета в качестве воздушного космодрома позволит выбирать любую наиболее выгодную точку старта. Например, ближе к земному экватору, что тоже позволит сэкономить топливо ракеты-носителя.

    Проект "Вьюга" предусматривает, что на Ил-76 устанавливается специальная ферма, которая и несет ракету-носитель с космическим аппаратом. Сама ракета является двухступенчатой, причем обе ступени возвращаемые и могут использоваться неоднократно.

    Первая из них включается на высоте 10 километров, а вторая - на высоте 96 километров и уже она выводит космический аппарат на расчетную орбиту.

    Нужно отметить, что еще в СССР разрабатывались такие проекты воздушного старта. Например, программа "Спираль" предусматривала использование многоразового космического аппарата, который разгонялся бы до необходимой высоты и скорости на гиперзвуковом внешнем носителе. А в космос выходил бы уже на своих двигателях. Этот проект заинтересовал Министерство обороны, так как, по сути, речь шла о создании орбитального бомбардировщика, который находился бы на высоте не достижимой ни для обнаружения, ни для поражения наземными ПРО.

    Программа была свернута, но ее элементы вошли в известный советский проект "Энергия-Буран", который тоже создавался, прежде всего, в военных целях. Как известно, его удалось довести до экспериментального полета, который космический корабль-космоплан системы "Буран" совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Но в 1992 году и эта программа была окончательно закрыта.

    Добавим, что в мае нынешнего года в Центре имени Хруничева был восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения на орбиту космических аппаратов. В штат были приглашены специалисты, которые создавали в свое время "Буран". Департамент возглавил Павел Лехов, один из проектантов системы "Энергия-Буран".

    Поделиться