01.09.2016 20:55
    Поделиться

    Дени Вильнёв показал Венеции "близкие контакты третьей степени"

    Второй день Венецианского фестиваля ознаменовался премьерой конкурсного научно-фантастического фильма Дени Вильнёва "Прибытие". Он заставляет вспомнить о "Близких контактах третьей степени" Спилберга, но сильно продвинулся в их развитии. Теперь представительница земного человечества Луиза, специалист по лингвистике, пытается найти с инопланетянами общий язык и вступает в судьбоносный спор с военщиной, всегда готовой к более решительным, но и катастрофическим действиям. Пришельцы явились с неизвестными намерениями, подвесили над планетой свои гигантские "зеркала" и тоже пытаются установить связь с человеческой цивилизацией. Китай, Россия и Судан уже готовы к ответным мерам, вооруженные силы приведены в боевую готовность, телехроника полна тревожных сводок, Земля на краю мировой бойни с неизвестными последствиями.

    В основе фильма повесть американца китайского происхождения Теда Чана "История твоей жизни", захватывающая необычностью подхода к теме инопланетян и, соответственно, их принципиально иного мышления. Героиня (Эми Адамс) расшифровывает письменный язык пришельцев, который, как китайский иероглиф, содержит не буквы, а образы. Тед Чан увлеченно придумывает в повести этот несуществующий язык, где смысл и его оттенки выражаются с помощью неких виньеток, толщины линий, сочетаний и поворота рисунков. В фильме эти виньетки рисуются исторгнутыми щупальцами облаками чернил - наподобие тех, что выпускает, защищаясь, каракатица. Сами пришельцы выглядят как проступающие из тумана спруты с семью щупальцами, каждое из которых имеет по семь "пальцев". Авторы постоянно подчеркивают эту корневую связь любой цивилизации с естественными природными формами - здесь тоже чувствуется влияние китайской культуры, для европейца во многом "инопланетной".

    И вот с этими семипалыми спрутами Луиза умудряется вступить в прямой контакт, пробует понять их и, конечно же, спасает вооруженное до зубов человечество от роковой ошибки: не авианосцы и ракеты, а только мудрость может быть настоящим гарантом его выживания.

    Интересны мотивы иного понимания времени: инопланетяне воспринимают его сразу, целиком, в сопряжении настоящего, прошлого и будущего, которое тоже знают. Отсюда довольно сложная композиция фильма, где отношения героини с маленькой дочкой перемежаются патетической сценой смерти дочери уже выросшей, а события с пришельцами, вероятно, всему этому предшествуют, открывая перед Луизой завесу будущего. Как любая фантастическая гипотеза, фильм предлагает самые неожиданные ракурсы и уже тем дает много пищи для размышлений; его хочется пересмотреть. Его неизбежно воспринимаешь и как метафору сегодняшней реальности, когда коммуникации между народами и странами предельно усложнились, а идея взаимопонимания становится ключевой для самых ближайших судеб земной цивилизации.

    Прямая речь

    Дени Вильнев:

    - Я с десятилетнего возраста мечтал делать кинофантастику. Это жанр, в котором чувствуется огромная сила, это отличный инструментарий для того, чтобы исследовать нашу реальность в очень динамичных художественных формах. Что мне особенно понравилось в повести Теда Чана, - это ее многослойность. И одна из важнейших ее тем - идея, что можно вступить в контакт со смертью. Что может случиться, если вы вдруг узнаете, когда и как умрете? Как изменятся ваши отношения с жизнью, любовью, семьей, друзьями, обществом?  Если вы вступите в более тесный контакт со смертью - наверное, ваши представления о природе жизни и ее хрупкости станут более смиренными. Человечество сегодня очень нуждается в этом качестве. Мы слишком зазнались и слишком удалились от природы. Для меня эта прекрасная история - путь вернуться к нормальным отношениям со смертью, с природой, с тайной жизни…"

    Поделиться