13.10.2016 20:53
    Поделиться

    Триллер "Новая эра Z" вышел в прокат

    Великобритания, недалекое будущее. В секретной лаборатории в одиночных камерах под наблюдением содержатся дети лет 10-12. Каждое утро их везут привязанными к креслу-каталке в класс. Там красавица Элен Джастино (Джемма Артертон) рассказывает им древнегреческие мифы. Среди обитателей тюрьмы-лаборатории выделяется Мелани (Сенниа Нануа) - чернокожая девочка привязана к Джастино и развита не по годам. А в мире в это время бушует зомби-апокалипсис, спровоцированный загадочным вирусом. Армия живых мертвецов прорывается сюда - выжить удается только Мелани, Джастино, доктору Колуэлл и двум солдатам...

    Фильмы про зомби имеют сколь почтенную историю, столь и четко очерченный загон в жанре "ужасов". С подачи Джорджа Ромеро, придумавшего в 1968 году зомби-хоррор, лучшие фильмы о живых мертвецах представляют собой высказывания с социальным подтекстом. Отвратительные особи, с трудом напоминающие людей, стали идеальной метафорой самых постыдных человеческих фобий или борьбы самых разных слоев за справедливость. Та же "Ночь живых мертвецов" Ромеро в США в разгар протестов черного населения за равные права описывала иносказательно и сатирически страхи консервативных граждан перед потрясениями.

    Противоположность зомби в кино - вампиры. Если зомби - уродливые простолюдины, то вампиры - это мятущиеся, обреченные на бессмертие, утонченные аристократы (главный вампир в истории масскультуры носит графский титул); фактически - более высокая по сравнению с людьми ступень эволюции.

    Антитеза "зомби - вампиры", в которой амплуа расписаны, пережила не одно десятилетие, хотя поджанры фильмов о них трансформировались. Попытки изобразить вампиров кровожадными ("30 дней ночи"), а зомби - романтическими ("Тепло наших тел") предпринимались, но на основы жанровых клише авторы фильмов не посягали. И вот "Новая эра Z" меняет статус-кво.

    Здесь дети в лаборатории - тоже зомби, но второго поколения, после мутации. Они от своих предков имеют развитый интеллект и внешне не отличаются от людей. В лаборатории их планомерно уничтожают, чтобы выделить из их крови антитела, которые станут основой для вакцины от вируса - тут "Новая эра Z" идет в фарватере "Обители зла". Однако "Обитель зла" превращается в залихватский боевик, а фильм Колма Маккарти заходит на иную территорию.

    Превосходство "улучшенной" зомби Мелани над остальными поначалу не выпячивается, но чем дальше, тем понятней, за кем будущее, а кто тупиковая ветвь. Хитрость картины в том, что режиссер в эффектном финале меняет расклад во взаимоотношениях выживших персонажей на 180 градусов, симпатии зрителя вовсе не на стороне людей. Человечеству и раньше случалось проигрывать зомби в кино - такой финал всегда был трагическим. Тут все иначе.

    В "Новой эре Z" мутировавшие зомби берут реванш за годы кинематографических унижений, возносясь на вершину не только пищевой цепочки, но и любых других иерархий. Режиссер Маккарти, известный по работе на ТВ (сериалы "Тюдоры", "Шерлок"), заявляет о себе как о мастере жанрового полнометражного кино. Фильм, конечно, не производит революции, но находит место для нового высказывания там, где все казалось исследованным вдоль и поперек.

    Поделиться