11 октября военный окружной суд в Ростове-на-Дону огласил приговор Зиринову и его сообщникам (на четверых они получили 69 лет), а буквально на следующий день, 12 октября, уже в Краснодаре следователи возбудили уголовное дело в отношении самого Нестеренко.
67-летний Николай Нестеренко - в Анапе человек известный. Историк по профессии, он в числе первых занялся возрождением казачества. Возглавляет многопрофильную фирму "На крепостной", в которую входят один из местных рынков, охранное предприятие и такси, а в городском казачьем обществе занимает пост заместителя атамана по экономическим вопросам (кошевой атаман).
Что касается "дела Зиринова", то Нестеренко являлся в нем не только ключевым свидетелем, но и потерпевшим: члены банды, свыше десяти лет действовавшей на черноморском побережье, были задержаны после покушения на него. Случилось это в феврале 2013 года, когда кошевой атаман садился в служебную машину. По ней был открыт огонь из автоматического оружия. Водитель Виктор Жук, получивший ранение в голову, скончался на месте, а раненный в плечо Нестеренко успел выскочить из машины.
Вскоре в организации этого покушения обвинили, как его называли многие в регионе, "крестного отца Анапы" Сергея Зиринова, владельца гостиниц, аквапарков и прочей курортной недвижимости. По версии следствия, он мог вступить в конфликт с Нестеренко, поскольку последний активно выступал против застройки дюн на Анапской пересыпи, а также парков и скверов. Исполнитель преступления, уже получивший срок за содеянное, признался, что действовал по приказу Зиринова, а вот сам бизнесмен и бывший политик это категорически отрицал. Однако сначала следствие, а затем суд, больше года рассматривавший резонансное дело с участием коллегии присяжных заседателей, признали его виновным во всех инкриминируемых деяниях. В результате Зиринов получил 22 года колонии строгого режима.
...И вот уже против самого Нестеренко было возбуждено уголовное дело. Он был задержан в санатории Кисловодска, где находился на отдыхе и лечении, затем его доставили в Краснодар. Поводом, как выяснилось, стал земельный участок площадью 2205 метров, расположенный в селе Сукко под Анапой. На нем находился хозяйственный блок, принадлежащий Нестеренко на праве частной собственности. В 2014 году он попросил суд обязать администрацию города передать ему участок, необходимый для эксплуатации хозяйственного блока. Анапский городской суд отказал ему, сославшись на то, что земля находилась в пределах особо охраняемой территории. Апелляционная коллегия краевого суда в апреле 2014 года отменила этот судебный акт (спорная земля не имеет никакого отношения к охраняемым зонам) и вынесла решение о понуждении администрации совершить действия, связанные с предоставлением Нестеренко участка. В итоге 20 сентября 2015 года между муниципалитетом и предпринимателем был заключен договор купли-продажи земли. Следствие сочло, что Николай Нестеренко, выкупая участок, ввел суд в заблуждение, скрыв тот факт, что земля под хозблоком площадью 400 квадратных метров принадлежала ему на праве собственности, поэтому он якобы не имел права на выкуп участка большей площади.
Примечательно, что кадастровая стоимость участка составляет около 65 тысяч рублей, однако Нестеренко обвинили в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. А вмененная обвиняемому сумма ущерба составила свыше 1,5 миллиона рублей.
По мнению защиты, дело возбуждено без всяких оснований. По словам Игоря Нестеренко, в уголовном преследовании его брата может быть заинтересован кто-то из его конкурентов по бизнесу. "Это сведение счетов или попытка отнять бизнес", - заявил он.
Большинство же жителей Анапы, судя по всему, связывают случившееся, прежде всего, с "делом Зиринова".
По этому поводу на популярном местном сайте "Анапа сегодня" третью неделю продолжается бурная полемика.
Вот мнение одного из ее активных участников редактора сайта "Анапа ПРО" Анатолия Кузнецова: "Анапе в лице антизириновской части населения (а их большинство) силовики не дали отпраздновать победу в Ростовском суде. В общественном мнении за эти дни сформировалось устойчивое представление о мести владетельного клана руками силовиков. Такая "объективная реальность" крайне опасна в плане усугубления базового конфликта (как я его называю) на территории курорта... Предполагаю, что криминальная матрица Анапы после приговора опасалась усиления Нестеренко. Надо было погасить волну вдохновения борцов "за закон и порядок" на территории курорта. Не этим ли объясняется явная непропорциональность вменяемых "преступных деяний" Нестеренко и "мер пресечения"?"
Что касается казаков, то они прямо называют случившееся "местью клана Зиринова". Их позицию представил атаман городского казачьего общества Сергей Бурлуцкий:
- в Анапе все прекрасно знают о том, как казачий полковник Нестеренко противодействовал банде Зиринова, мешал ей захватывать земельные участки общего пользования, застраивать особо охраняемые природные объекты (песчаные дюны, пляжи), засыпать русло реки Анапка. Известно, что в состав ОПГ входили представители правоохранительных структур, некоторые из которых до сих пор не задержаны. Лично я не раз обращался с заявлениями в правоохранительные органы по поводу захвата сторонниками Зиринова парков "Курортный" и имени 30-летия Победы, прочих муниципальных активов, в том числе объектов социальной инфраструктуры (городская "Летняя эстрада", ДК "Курортный", здание Шахматного клуба). Однако никакой реакции не последовало, хотя государству в лице муниципалитета был причинен огромный ущерб. Думаю, он исчисляется миллиардами рублей.
Под обращением в защиту Нестеренко уже поставили подписи сотни анапчан.
- В Анапе и окрестностях курорта под незаконную застройку захвачено сотни гектаров земли, расположенной в том числе и в особо охраняемых зонах, однако Фемида почему-то закрывает на это глаза, - констатирует кандидат биологических наук, член Общественного экологического совета при прокуратуре Краснодарского края Светлана Панькова. - Нестеренко боролся за то, чтобы наш город оставался курортом, защищал его парки и скверы. Тем, кто принимает решения, надо понять, что преследование активных людей, в том числе тех, кто защищает природу, может привести к социальной апатии всего общества. А это чревато самыми непредсказуемыми последствиями.
Пока шли следствие и суд, элитная курортная недвижимость продолжала приносить прибыль родственникам и приближенным экс-депутата. А "клан Зиринова", как его называют анапчане, не жалел средств на организацию "нужных" публикаций в ряде СМИ и съемку фильмов. Перед авторами поставили задачу: представить Зиринова чуть ли не пострадавшим, а потерпевшего Нестеренко, напротив, выставить в негативном свете. И надо отдать должное исполнителям: на Нестеренко они выплеснули целый ушат грязи. Особенно изощрялись создатели фильма, снятого, судя по качеству, профессионалами, спрятавшимися за вымышленными именами. Они не гнушались никакими приемами, в том числе использовали для грязного пасквиля фрагменты интервью с известными на Кубани людьми. А потом вырывали из интервью отдельные, обличающие негативные явления фразы и монтировали их в фильм с соответствующим комментарием...
Правда, и сам Нестеренко, надо признать, добавил в собственный имидж негативных красок, когда минувшей весной вместе с соратниками в аэропорту Анапы облил молоком одного известного деятеля. Остается только гадать, с чьей подачи действовали казаки.
Тем временем
Казачий полковник был взят под стражу 14 октября, а 16 октября этот арест был санкционирован Первомайским районным судом Краснодара. Представитель прокуратуры предлагал избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, но судья, согласившись с позицией следователя, арестовала Нестеренко до 12 декабря, после чего он был помещен в СИЗО N 1 г. Краснодара. Посетившие Нестеренко члены ОНК сочли, что он содержится в тяжелых условиях, о чем был составлен соответствующий акт. По словам члена Общественного совета Марины Романовой, Нестеренко даже не предоставили спального места, поэтому он был вынужден спать на полу на грязном матрасе. Заключенный страдает массой заболеваний, однако у него изъяли лекарства.
P.S.
На вынесенное Первомайским районным судом определение об аресте Нестеренко была подана апелляционная жалоба. Вчера ее рассмотрел Краснодарский краевой суд. Когда верстался этот номер, стало известно, что краевой суд оставил Николая Нестеренко под стражей.