24.11.2016 21:00
    Поделиться

    Выжутович: Реформа местного самоуправления не приносит результатов

    На 1 декабря в Воронеже назначены общественные слушания по отмене прямых выборов мэра. С инициативой заменить избираемого градоначальника нанятым сити-менеджером выступили три депутата Гордумы. Их основной аргумент - низкая явка на выборах.

    Выборы мэра проходят в Воронеже с 2000 года, и до сих пор ни один глава города не смог продлить свои полномочия в результате прямого избрания. Нынешний мэр Александр Гусев, член "Единой России", победил на выборах в сентябре 2013 года при явке в 23 процента. "Решение депутатов (о возможной отмене прямого народного волеизъявления. - В.В.), - говорит Гусев, - находится в русле федеральной логики, ведь большинство городов отказались от выборов мэра в пользу сити-менеджера". Другие местные политики в большинстве своем также поддерживают замену мэра на сити-менеджера. Малочисленные оппоненты заявили, что отмена выборов мэра, как и любых других выборов, - это прямой путь к увеличению пропасти между обществом и властью, к росту политической апатии населения, снижению деловой активности и усилению патерналистских настроений.

    Отношение воронежцев к депутатской инициативе выяснили социологи института общественного мнения "Квалитас". По результатам опроса 10 процентов горожан согласны с этой инициативой, 6 процентов ее скорее поддерживают, 12 процентов скорее не поддерживают, 39 процентов категорически против, а 26 процент опрошенных вообще не интересует данная тема.

    Результаты появятся только тогда, когда расширение полномочий местной власти будет подкрепляться финансово

    Прямые выборы мэров по-прежнему не пользуются политическим спросом в регионах. Тверь: Заксобрание области поддержало законопроект региональных властей, желающих сохранить порядок, при котором мэр не избирается, а назначается; предложение городской Думы вернуться к прямым выборам не поддержано. Карелия: парламент республики забраковал законопроект ЛДПР о возвращении выборов мэров в городских округах, в том числе в Петрозаводске. Ярославль: комитет по законодательству областной Думы в очередной раз отклонил поправки нескольких депутатов, предложивших вернуть прямые выборы мэра города. Нижний Новгород: комитет Заксобрания по местному самоуправлению поддержал законопроект регионального правительства о введении в муниципалитетах региона системы назначения глав по конкурсу; сейчас главами являются председатели собраний, администрациями руководят сити-менеджеры. Екатеринбург: городские власти хотят сохранить выборы мэра, а региональное руководство активно возражает.

    Утвержден новый порядок избрания мэров в Краснодарском крае. Теперь глава местной администрации выбирается по следующей схеме: сначала конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской Думы и представителей краевой администрации, отбирает из всех претендентов несколько кандидатов, а затем городская Дума выбирает из них главу. Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом находится в руках главы, а председатель Думы возглавляет, как и ранее, представительный орган. Не хотят вернуть прямые выборы и в Костроме. Там глава муниципалитета избирается из числа местных депутатов. От прямого голосования в свое время отказались Самара, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Барнаул, Мурманск, Тюмень, Уфа, Пермь, Благовещенск, Тверь, Челябинск... Почти половина из 106 крупных городов страны. В Хакасии местные законодатели вообще вычеркнули из городских уставов слово "мэр"; руководитель муниципального образования там стал именоваться главой города.

    Сегодня в большинстве городов действует система так называемых дуумвиратов: Гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Считается, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна. Она помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится декоративной фигурой.

    Приобретя не обеспеченные местной казной полномочия и соразмерную им ответственность, мэры стали еще более уязвимы для критики со всех сторон

    Мэры бывают излишне самостоятельны, строптивы, нередко проявляют это и на выборах. И, случается, побеждают. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.

    Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, а если не согласен с ней, "имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде".

    Реформа местного самоуправления пока не приносит желаемых результатов. Результаты появятся только тогда, когда расширение полномочий местной власти будет подкрепляться финансово. А до тех пор, пока муниципальная казна бедна, населению будет все равно, избран городской глава или назначен. Приобретя не обеспеченные местной казной полномочия и соразмерную им ответственность, мэры стали еще более уязвимы для критики со всех сторон. Вот и нынешний мэр Воронежа Александр Гусев, кажется, не очень огорчен своей возможной досрочной отставкой: "Я и раньше говорил, что не пойду на второй срок". И, думается, он здесь не лукавит.

    Поделиться