01.12.2016 17:23
    Поделиться

    "Американская пастораль": амбициозный режиссерский дебют МакГрегора

    Славный лицедей Юэн МакГрегор начал осваивать режиссерскую стезю по-наполеоновски амбициозно. Для дебюта он взял книгу Филиппа Рота "Американская пастораль", в стране вечнозеленых банкнот весьма ценимую, удостоенную Пулитцеровской премии и включенную журналом Time в список 100 лучших романов за все время существования этого издания.

    Тамошние заокеанские критики дружно адаптацию растоптали: дескать, книга-то великая, а МакГрегор ее экранизировал как будто без любви, небрежно, выкинул половину текста, проклятый шотландец. Претензии, конечно, разумные, так как "Американская пастораль" освещает, пожалуй, важнейший период современной истории США - бурлящие 60-е и начало 70-х, с многочисленными бунтами за права, Уотергейтским скандалом и прочая. МакГрегор же сфокусировал внимание только на одной части драмы главного героя в исполнении себя любимого, разворачивающейся на фоне вышеперечисленных событий.

    Героя зовут Сеймур "Швед" Левов. Он еврей, притом голубоглазый блондин, спортсмен-чемпион, герой войны, красавец, почти комсомолец. И жену себе выбрал под стать - мисс штата, умницу, да еще и хозяйственную, правда, христианку. Но и то не беда, все у них срослось благополучно. А вот дочка уродилась не столь сногсшибательной внешности, еще и заикаться в детстве начала. Тем не менее все у них было до поры до времени замечательно. Дом красивый, корову завели. Тишь, гладь, буколика. Так бы им и умереть счастливо в один день, да вот нагрянула беда откуда не ждали. Дочурка выросла, друзьями обзавелась сомнительными, а потом взяла и рванула бомбу на местной почте. И пропала.

    Растаяла вмиг американская мечта, разлетелась на куски в результате теракта. Ладно бы супостат приплыл откуда-нибудь извне, тогда было б понятно, что делать (в Штатах механизм реакции на импортные проявления насилия отлажен будь здоров). Так нет же: прямо здесь, под боком вырос террорист, окруженный со всех сторон любовью и вышеупомянутой буколикой. Как же так? Задавая данный вопрос, МакГрегор старается докопаться до самой изначальной природы взрывного радикального экстремизма.

    И вычисляет, что все дело во фрейдистских комплексах, и всего можно было избежать, правильно интерпретировав первый сигнал - заикание. Объяснение, что и говорить, смелое и спорное, однако, если подумать, не такое уж неправдоподобное. Религии, секты, разного рода деструктивные идеологии - это ведь не корень проблемы, а так, питательная среда. О чем-то подобном у нас еще Тургенев писал. Судьбы героини Дакоты Фэннинг и Базарова даже слегка перекликаются - оба в итоге приходят к медицинско-альтруистической деятельности.

    К своему выводу МакГрегор шагает, после выстраивания и разрушения идиллии (к слову, переломный момент выполнен в виде одной эффектной сцены, с которой начинается трейлер), через добротный детектив триллер, обрамленный творящейся вокруг реальной историей. В частности - беспорядками в Ньюарке в 1967-м. В третьем акте бодрый темп ломается, и концовка изрядно смазывается - результат отхода от оригинального материала и смещения акцента на один его элемент, пусть и значительный.

    Это смещение приводит к куда более серьезному косяку: параллель между трагедией Шведа Левова и трагедией Америки, закатом ее "золотого века", которые случились по схожим причинам, проглядывается недостаточно четко. Но назвать поэтому первый режиссерский опыт Юэна МакГрегора однозначно неудачным нельзя - не он же самолично книгу в сценарий конвертировал. В конце концов, у нас и своих пасторалей хватает, что нам их американская. Посему хочется, наоборот, поддержать Обиванушку и пожелать ему творческих успехов.

    3.5

    Поделиться