08.12.2016 17:20
Поделиться

В Сибири сократился оборот розничной торговли

Статистические данные, характеризующие состояние розничной торговли в 2016 году, не могут радовать участников рынка. Тем не менее это не повод опускать руки - ретейлеры настроен на расширение существующих сетей и создание новых.

Сокращение оборота розничной торговли зафиксировано как на федеральном, так и на региональном уровнях. Снижение этого показателя в Сибири по итогам десяти месяцев нынешнего года составило 5,3 процента. В ряде регионов оно оказалось еще значительнее: например, в Новосибирской области, по информации статведомства, - 5,6 процента, в Кемеровской - 8,2.

Участники рынка не ждут, что до 1 января 2017 года ситуация радикально изменится.

- Вряд ли новогодние продажи "выстрелят", - предполагает руководитель отдела по работе с розничными сетями компании Nielsen (занимается изучением потребительского спроса) Ольга Севостьянчикова.

По ее мнению, российские покупатели сегодня настроены более оптимистично, чем год назад, но по-прежнему не готовы существенно увеличивать траты. "Индекс потребительского доверия Nielsen" показывает, что спрос у массового покупателя к концу года, по сравнению с первым кварталом, хоть и увеличился, но ненамного.

Таким образом, пока не удалось переломить ситуацию 2015 года, когда в России объем розничной торговли сократился, по сравнению с 2014-м, на десять процентов - до 27,6 триллиона рублей. Не выдержали столь продолжительного по времени удара даже некоторые ретейлеры, которые проработали на рынке не один десяток лет. Например, в Кемеровской области еще в начале этого года началась процедура банкротства предпринимателя Константина Яковлева, владевшего крупной торговой сетью "Акватория". А в ноябре Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в крупнейшей кузбасской сети магазинов "Чибис". В Новосибирской области, судя по материалам арбитражных разбирательств, непростое финансовое положение у компании "Новые торговые системы".

Причина этой тенденции понятна всем: российская экономика переживает не самые лучшие времена, что привело к снижению доходов населения и падению его покупательной способности. Причем в Сибири, как отмечают эксперты, негативные явления, характерные для всей торговой отрасли, усугубляются невысоким среднедушевым доходом и низкой плотностью населения, а также сложной логистикой и суровым климатом.

На проходившей в Новосибирске конференции "Свежая сельхозпродукция. Новые возможности сбыта" директор по закупкам "РМП-Холдинга" Ольга Слободская заметила, что в городе насчитывается только "десять тысяч богатых и тысяча очень богатых". Это означает, что рынок сбыта дорогих розничных товаров весьма ограничен.

Дискаунтеры же становятся все более популярными. В общем объеме продаж за год их доля увеличилась на шестнадцать процентов в физическом объеме и на 23 процента - в финансовом. Согласно результатам последнего исследования Nielsen, потребители все чаще интересуются различными промоакциями - на них обращает внимание уже 62 процента россиян. Примерно треть покупателей специально ищет такие акции, а 38 процентов готово поменять из-за них привычный магазин. Правда, Nielsen предупреждает ретейлеров, что только примерно треть промоакций дает прибыль.

Второе дыхание приобрели собственные торговые марки (СТМ) ретейлеров. По словам исполнительного директора компании RedisCrew (объединяет владельцев и топ-менеджеров российских розничных компаний) Дины Вишни, еще несколько лет назад ретейлеры утверждали, что СТМ не оправдывают затрат. Но теперь ситуация изменилась: покупатели оценили сравнительную дешевизну продукции под собственными марками, и, по данным того же Nielsen, ее приобретает уже 83 процента опрошенных.

В исследовании Nielsen также отмечено, что в Сибири продажи некоторых товаров заметно выросли. Среди непродовольственных наилучший показатель у влажной туалетной бумаги (рост продаж - на 35,7 процента). В 2016 году сибиряки также покупали больше средств для посудомоечных машин (на 18,4 процента), для борьбы с плесенью (на 18,3 процента) и насекомыми (15,2 процента). Что касается продовольствия, то, как выяснилось, сибиряки стали чаще отдавать предпочтение джину (рост продаж на 38,7 процента) и шампанскому (на 17 процентов). Заметно выросла реализация фасоли, простокваши, кофе и еды для собак.

Статистика открытия новых магазинов говорит о том, что большая часть ретейлеров остается оптимистами. По данным основателя и гендиректора группы компаний "Евростиль" (один из крупнейших российских поставщиков торгового и холодильного оборудования) Натальи Перевозчиковой, если в 2014-м в результате реформатизации (изменения внутренней структуры, переоборудования и так далее) и нового строительства в Сибири появилось 203 магазина, в 2015-м - 317, то в этом году - 356.

- Мы видим зрелое поведение ретейлеров в кризисное время, - отметила Дина Вишня.

Эксперты ожидают, что крупные федеральные сети продолжат свое продвижение в регионы. По данным гендиректора Ассоциации производителей продуктов питания "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова, сегодня семь самых крупных торговых сетей России обеспечивает 22,5 процента всего объема продаж, прочие сети - еще 26 процентов. Их доля, по мнению руководителя ассоциации, будет расти. Директор по развитию бизнеса холдинга "РосАгроМаркет" Стивен Кригер говорит, что "Новосибирск, наверное, - последний крупный город, где, по большому счету, нет федеральных игроков". Он предупреждает местных ретейлеров: через год-полтора сюда вместе с федеральными сетями придут федеральные стандарты упаковки, отношений с поставщиками и так далее.

Региональная статистика подтверждает рост доли торговых сетей в общем объеме розницы. Так, в Новосибирской области на 1 октября 2016 года работало тринадцать розничных рынков вместо пятнадцати годом ранее. Причем на них было занято лишь восемьдесят процентов мест.

По мнению Дины Вишни, главными трендами для ретейла в 2017 году станут уже сформировавшиеся тенденции. В их числе она отметила рост автоматизации, усиление борьбы за лояльность клиентов, а также поиск новых форматов торговли и повышение интереса к интернет-торговле. Директор по продажам Сибири и Дальнего Востока DPD (занимается перевозкой грузов и корреспонденции) в России Илья Мартынов утверждает, что "онлайн-ретейл растет, и в ближайшее время будет расти". В Великобритании, отмечает он, этот сегмент обеспечивает 15,2 процента продаж, а в России - пока только 2,6 процента. В 2016 году в DPD столкнулась с увеличением числа заказов на тридцать процентов.

Впрочем, некоторые опасения у ретейлеров вызывают нововведения в законодательной сфере. В январе 2017 года вступает в силу ряд изменений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Согласно новой редакции документа, ретейлерам, например, будет запрещено взимать плату за поставки продукции в их магазины. Вводится запрет на заключение договоров о передаче товара третьим лицам без передачи прав собственности на него. Также будут уменьшены сроки расчета за поставку некоторых категорий товаров с момента их фактического получения.

Директор по развитию российской Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Юрий Борисов признал, что от этих нововведений ожидает "некоторую турбулентность" в начале 2017 года. В частности, по данным ассоциации, потребуется перезаключить около двадцати тысяч договоров поставок. Велика также вероятность того, что ретейлеры будут вынуждены повысить розничные цены в связи с общим ростом затрат отрасли. К примеру, от запуска в эксплуатацию системы "Платон" себестоимость товаров выросла от двух до пяти процентов в зависимости от группы. По оценке АКОРТ, введение ЕГАИС (автоматизированная система государственного контроля производств и оборота алкоголя) обошлось отрасли более чем в сто миллиардов рублей.