"Миссия: Неадекватна": лучшая роль Николаса Кейджа за многие годы
Согласитесь, мало кто в здравом уме захочет, чтобы его играл Николас Кейдж. Но если вас время от времени посещают божества и заставляют совершать странные вещи, то лучшей кандидатуры подобрать трудно. Этот человек-мем, большой мастер бешено пучить глаза и переигрывать - на самом деле, если вы вдруг забыли, еще и хороший актер (или хороший плохой актер). С "Оскаром". Просто не ладится как-то у него в последние десятилетия по некоторым, в том числе финансовым, причинам с приличными ролями, не говоря уж о приличных картинах.
Видимо, есть что-то общее у этих двух неоднозначных личностей. Родство душ, не иначе - чем еще объяснить то, с какой искренней эмпатией Кейдж изображает своего прототипа? Ну, возможно, еще тем, что таких многомерных, по-человечески симпатичных персонажей ему давно играть не приходилось. Вроде бы чудак, если не сказать - посмешище, прямолинейный до откровенной грубости, но вместе с тем он чуткий, отзывчивый и бесконечно добродушный, а его наносная ксенофобия начисто стирается после плотного контакта с чужим миром.
Другое дело - с режиссером Гэри Фолкнеру, да и Нику Кейджу не так сильно повезло. Ларри Чарльз, создатель "Бората", "Бруно" и "Диктатора" - глуповатых комедий о столкновении культур - слепил еще одну такую же комедию о столкновении культур. С одним важным нюансом.
В тех фильмах предполагаемая сатира рождалась путем помещения в звездно-полосатую среду персонажей Саши Барона Коэна, стереотипных представителей маленьких, далеких и полумифических с точки зрения американского обывателя стран, и последующего извлечения из этого разной степени комичности ситуаций. "Миссия: неадекватна" меняет в данной формуле все знаки на противоположные. То есть - отправляет стереотипного американца, квасного патриота в маленькую, далекую и полумифическую с его точки зрения страну Пакистан.
Смешнее, конечно, от этого не стало. Хотя поле для шуток на тему "уроженцы Великих Соединенных Штатов на загадочном Востоке" огромно, плодородно и тщательно вспахано прошлогодним сериалом "На грани", фильм этой почвой почти никак не пользуется, предпочитая топорные гэги. Почти - потому что одна остроумная сцена с участием сотрудников штаба ЦРУ в Исламабаде все-таки присутствует.
В остальном, все, что происходит за пределами США, это блуждания блаженного крестоносца-донкихота по бесплодным страницам сценария без единого сколько-нибудь интересного второстепенного персонажа. Венчаются приключения психоделической в буквальном смысле кульминацией - встречей с целью долгих поисков, которая оказывается всего лишь отражением самого героя, его внутренним демоном. Такая мудреная развязка сама по себе была бы даже занятной, если бы до этого тема духовного пути не была угроблена многократными явлениями Иисуса с внешностью манерного комика Рассела Брэнда, сопровождаемыми дурацкими псевдофилософскими диалогами о религии.
К счастью, религиозные размышления не являются центральной осью сюжета, а внутренние коллизии Гэри Фолкнера - являются. Самые трогательно-пронзительные сцены получаются из трагических метаний его между одержимостью безумной идеей и стремлением обрести тихое семейное счастье. И именно это позволяет перенести "Миссию" из разряда "еще одно средненькое кино с Кейджем" в разряд "неплохое, смотрибельное кино". Что характерно, не вопреки, а благодаря присутствию Кейджа.
3.0